КАЦИВЕЛИ, 2 авг – РИА Новости Крым. Выращивание устриц — новый бизнес для полуострова. Моллюски, добытые в Черном море, обладают неповторимым вкусом и ценятся во всем мире, поскольку соленость моря у берегов Крыма небольшая. Но бизнес этот хлопотный и требует немалых вложений. Корреспондент РИА Новости Крым побывал на устричной ферме Сергея Кулика, которого в Крыму называют первым "устричным земледельцем".
На кон – все
"До 1913 года Россия поставляла в Европу до 12 миллионов штук крымской устрицы. Она пользовалась спросом, так как имела особенный вкус. Но потом к нам завезли рапана, который уничтожил устриц", — рассказывает бизнесмен.
Как раз опыт дореволюционных "подводных ферм" Кулик использовал для развития своего бизнеса.
"Эти моллюски – фильтры, ведь пропускают через себя до 60 литров морской воды в сутки, а это значит, что в какой воде они будут находиться, таким будет их вкус и состав. Поэтому я и выбрал "пик" Крыма – Кацивели", — говорит Кулик.
"В 2009 году во время крупного шторма у меня сорвало 90 корзин с устрицами. Я потерял примерно 160 тысяч евро. Кроме того, когда я только завез первых мальков устрицы из Европы, я не учел температурный режим и из них 90% погибло. Тот, кто начинает заниматься устрицами, тот начинает с убытков", — рассказал бизнесмен.
120 дней солнца
"Чтобы выйти на окупаемость, нужно потратить 8-10 лет. И это при условии, если у тебя есть акватория, специальная лодка и береговая база. Нам нужно на береговой базе создавать запас продукта, который позволил бы обеспечить рестораторов, при этом не выходя в море, например, в шторм", — поясняет Сергей Кулик. По его словам, до "товарного состояния" устрица растет три года, мидия – два, и лишь треть дней в году подходит для работы "подводных земледельцев".
"120 дней рабочие, а остальные – шторм. Поэтому работать надо сутками, чтобы все успеть. Тем не менее, при всех условиях можно выращивать до 400-500 тысяч устриц и до 100 тонн мидий в год. Этот объем можно получить с такой же фермы, как у меня – площадью в 5 га. Да, это кропотливый труд, который позволяет быть в стабильном нормальном "плюсе", — рассказывает Кулик.
Не без проблем
"Бизнес не бывает без проблем. Особенно частный. Как я и говорил, для успеха мне нужна плантация, специальное плавсредство и береговая база. Сейчас береговой базы нет, лодка повреждена после штормов, осталась только плантация. Правда, проблема с береговой базой практически была решена: я арендовал два небольших участка – 375 и 249 кв м. Первый у меня в аренде до 2028 года, а аренду второго я каждый год продлевал", — пояснил "фермер".
"Но у меня там устрицы и мидии, вдруг кто-то перекупит и все. Поэтому я пошел в суды", — рассказал Сергей Кулик.
Судебная история Кулика довольно запутанная. Полученные им гектары земли когда-то принадлежали Морскому гидрофизическому институту и были переданы правительству Крыма. После территория попала на баланс Федерального агентства научных организаций.
"Сейчас это агентство расформировали, и все мои иски надо переделывать. А в целом меня эта ситуация очень смущает: ведь землей, где расположены нужные мне участки, никто не занимается. Но и мне не дают", — подытожил Сергей Кулик.
Первый "устричный земледелец" Крыма надеется на положительное решение судов и помощь со стороны государства, а если она не придет, готовится заявить о собственном банкротстве.