Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
Об амбициях руководства Украины и Грузии стать членами НАТО хорошо известно: еще в 2008 году в ходе Бухарестского саммита альянса они хотели присоединиться к плану действий по членству. Для самого НАТО процесс постоянного расширения с конца 1990-х годов – после продолжительного кризиса идентичности – стал одним из аргументов для сохранения организации, ведь таким образом "расширялось пространство европейской безопасности". Не стал исключением и недавно завершившийся Брюссельский саммит – Грузия и Украина оказались в числе приглашенных. И тем не менее, несмотря на взаимные заверения в стремлении к сближению, вопрос в отношении Украины и Грузии так и не сдвинулся с места, в то время, как Македония, также подававшая в 2008 году заявку, сейчас уже получила официальное приглашение на вступление в альянс.
По большому счету, несмотря на дежурные заявления, сейчас можно констатировать, что процесс расширения НАТО, как минимум приостановился: союзники не смогли предложить ничего нового ни Грузии, ни Украине по отношению к тому, что заявлялось раньше. Для такого положения дел есть несколько причин.
По большому счету и Грузия, и в гораздо большей степени Украина, сейчас выступают в роли "чемодана без ручки". Для западных институтов, таких, как НАТО или Европейский союз, принятие их в свои члены будет означать также приобретение "в нагрузку" всего комплекса неразрешенных и, более того, неразрешимых проблем. Сейчас они гораздо более выгодны в качестве постоянного раздражителя России и рычага, с помощью которого можно манипулировать отношениями с нашей страной. Это, впрочем, никоим образом не делает привлекательным положение самих Украины и Грузии, обреченных быть лишь инструментами в чужой игре.
Но самое главное в вопросе о перспективах членства в альянсе в том, что прошедшая встреча в Брюсселе высветила кризис нынешней модели трансатлантических отношений. Попросту говоря, НАТО сейчас не до новых членов – хорошо, если удастся найти хотя бы относительно взаимоприемлемые новые правила и согласовать их между Соединенными Штатами и Европой. Именно это обстоятельство является главным и решающим в отношении перспектив приема новых членов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции