Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
Сразу же по прибытии в Брюссель, где 11-12 июля проходила встреча, румынский президент Клаус Йоханнис заявил, что будет добиваться расширения присутствия сил НАТО в черноморском регионе. Надо сказать, что в самой постановке этого вопроса нет ничего нового. Румыния последовательно настаивает на наращивании здесь потенциала блока как минимум с 2014 года – после воссоединения Крыма с РФ и начала резкого обострения отношений России с Западом. Надо отметить, что эти усилия не остаются безрезультатными, тем более что они полностью совпадают с американскими интересами. Их антироссийская направленность ни для кого не является секретом. Еще в 2016 году Румыния обосновывала идею постоянного военно-морского присутствия НАТО в Черном море "постоянной деградацией безопасности" из-за действий России. Эти утверждения лишь слегка вуалировались стандартными заверениями, что НАТО не угрожает России, поскольку деятельность альянса "нацелена на мир, а не на войну" и он всегда настроен на диалог с Россией.
В рамках этой концепции в последние годы объекты военной инфраструктуры НАТО регулярно появляются в Румынии, так же, как и интенсивно развивается американо-румынское двустороннее военное сотрудничество. Достаточно упомянуть развертывание мобильных батарей ПРО и относительно недавнее размещение стационарного комплекса "Иджис Эшор" в Девесалу.
— создание четырех многонациональных батальонных групп, действующих на ротационной основе, в Эстонии, Латвии, Литве и Польше под управлением Великобритании, Канады, Германии и Соединенных Штатов соответственно;
— придание постоянного статуса развернутой ранее многонациональной бригаде в Румынии и размещении на ее территории объединенного многонационального учебного центра. Кроме этого, было подтверждено усиление ВВС Болгарии и Румынии.
Что же касается создания морской группировки НАТО в Черном море, то этот вопрос пока остался за рамками принятых решений. И хотя генсек альянса Йенс Столтенберг еще в январе 2017 года сообщал о существующих договоренностях об увеличении военно-морского присутствия НАТО в Черном море, в ходе саммита никаких конкретных планов по этому поводу принято не было.
В 2016 году, когда Румыния выступила с инициативой размещения постоянной морской группировки в Черноморье и утверждала, что решение об этом будет принято на саммите альянса в Варшаве, она небезосновательно рассчитывала на, пусть неявную, но поддержку Турции. Стоит напомнить, что в мае 2016 года турецкий президент Р. Эрдоган сам призывал усилить здесь позиции НАТО, чтобы не допустить превращения Черного моря в "русское озеро". Однако это происходило на фоне сохраняющейся напряженности отношений с Россией, после инцидента со сбитым бомбардировщиком и до неудавшегося государственного переворота, ставшего причиной заметного охлаждения отношений Анкары и Вашингтона. К настоящему же времени отношения с Россией заметно улучшились. Настолько, что уже подписаны контракты на поставку Турции российских систем вооружений, включая совершенные комплексы ПВО С-400. И все это на фоне сохраняющегося американского давления по вопросам сотрудничества с Россией, или обсуждения запрета экспорта вооружений в Турцию из Германии.
Здесь следует согласиться с мнением председателя Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера, в конце 2016 года заявившего, что президентство Трампа окажется стресс-тестом для Европы и трансатлантических отношений. Результаты же состоявшегося саммита следует расценивать лишь как промежуточные, наглядно продемонстрировавшие различия в понимании коллективной безопасности Соединенными Штатами, Старой Европой и восточноевропейскими сателлитами Америки. Более или менее реальные параметры региональной безопасности, включая Черноморскую, будут решаться несколько позже и, возможно, в другом формате. Об этом можно будет говорить уже очень скоро: 16 июля состоится встреча российского и американского президентов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции