Ирина Алкснис
К нынешнему европейскому вояжу Дональда Трампа Запад заранее запасался валерьянкой, а остальной мир — попкорном.
И американский президент не обманул ожидания. Более того, он в очередной раз их превзошел.
Отдельной проблемой является то, что у наблюдателей и экспертов нет единого мнения о причинах и целях подобного поведения Дональда Трампа. Более того, имеющиеся оценки зачастую расходятся диаметрально.
С одной стороны, высказываются мнения, что американский президент — просто сошедший с ума эгоцентрист и все его действия подчинены иррациональным порывам. Причем подобная точка зрения имеет под собой определенные основания. Когда лидер страны — мирового гегемона громко, на всю планету, выдвигает союзникам своей страны абсурдные и заведомо невыполнимые требования, мысль, что он не вполне адекватен, поневоле закрадывается.
Представляется бессмысленным оценивать те или иные шаги американского президента сами по себе — в отрыве от его политики в целом.
Например, крайне резкие заявления Трампа на саммите НАТО по поводу сотрудничества России и Европы в энергетике и строительства второй ветки "Северного потока" немедленно вызвали многочисленные алармистские прогнозы, предрекающие блокирование Штатами строительства газопровода и неизбежность срыва всего проекта. А комментарий Госдепа, вслед за президентом предупредившего о риске санкций для компаний, связанных с "Северным потоком — 2", довел некоторых наблюдателей едва ли не до истерики (как от радости, так и из-за паники — в зависимости от политических убеждений).
Как известно, там американский президент неожиданно увязал энергетическое сотрудничество Европы с Россией с военными вопросами, а главное — с расходами на оборону. Причем сделал он это в той самой абсурдно-невыполнимой форме, которая стала его фирменным знаком.
Вполне понятно желание США, чтобы Европа существенно увеличила свои расходы на оборону, поскольку большая часть этих средств в итоге должна осесть в карманах американского ВПК. Однако требовать от союзников немедленно поднять эту цифру до двух процентов от ВВП (в то время как есть подписанные документы, предусматривающие постепенное ее увеличение до данного уровня к 2024 году), а затем для полного счастья заявить новую планку требований в четыре процента — это существенно иное дело.
И совсем не случайно эксперты в один голос говорят, что Европа — во всяком случае, ее "старая" часть — отвергнет претензии Трампа из-за их абсурдности и невыполнимости. Это в полной мере касается не только военных расходов, но и российских газопроводов.
Однако в таком случае возникает закономерный вопрос: почему Трамп, талантливый делец и переговорщик, так себя ведет — выдвигает заведомо невыполнимые требования и разносит в щепки отношения с ближайшими партнерами и союзниками? Может быть, он действительно не в своем уме?
Принято считать, что Штаты в силу мировой гегемонии являются главным бенефициаром существующей глобальной экономической системы. Это правда. Но у этой монеты есть и обратная сторона, которая заключается в том, что издержки США как глобальной метрополии в последние годы также растут крайне высокими темпами. Сюда входит и убийственный размер госдолга, и потеря существенной доли реального сектора национальной экономики, и множество других тяжелейших проблем, которые, собственно, и привели Дональда Трампа в Белый дом. При этом момент, когда американская система перестанет выдерживать возложенную на нее тяжесть и обрушится, по прогнозам, все ближе и является вовсе не отдаленной перспективой.
В этой ситуации план "раскулачить" Европу является едва ли не самым очевидным способом решения проблемы, стоящей перед Америкой. Кстати, предыдущая администрация США также готовилась именно к этому варианту, в частности через Трансатлантическое торговое партнерство, то есть через постепенное удушение и высасывание соков из богатенькой "старушки".
Трамп радикально сменил внешнюю тактику в отношении Европы (и не только ее). По существу, он перешел к форсированию процесса, а это прозрачно намекает, что времени на неторопливый вариант у американцев просто не осталось.
Куда вероятнее, что цель американского президента заключается в разрушении всей системы американо-европейского подковерного междусобойчика, в котором элиты и бюрократии по обе стороны океана многие десятилетия неспешно и с переменным успехом "перетягивали канат" друг у друга за закрытыми дверями кабинетов и в приватных залах дорогих ресторанов.
Делая резкие жесты и оскорбительные личные выпады, Трамп разносит вдребезги всю систему трансатлантического кулуарного лоббизма и бюрократического крючкотворства, благодаря которой Европа последние годы тихой сапой стала выбираться из-под контроля и влияния Штатов.
Собственно, именно в этом заключается главный вопрос их нынешнего противостояния: хватит ли у Европы сил выстоять в лобовом столкновении с США, на которое ее провоцирует Дональд Трамп, или она найдет способ уклониться от него без возвращения в статус безоговорочного вассала мирового гегемона? Или же расчет американского президента все-таки верен, и Старый Свет не найдет в себе сил к открытой конфронтации со Штатами и в итоге склонится перед их волей?