СЕВАСТОПОЛЬ, 4 июл — РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Разговоры о том, что Севастополю крайне необходим военный корабль в качестве музея, ведутся очень давно. На эту роль прочили крейсер "Михаил Кутузов" (действующий корабль-музей в Новороссийске), большой противолодочный корабль "Керчь" (списанный в 2015 году после пожара), легендарное судно-носитель "Коммуна", которому в 2015 году исполнилось 100 лет.
"Горьковский комсомолец"
"Подводная лодка активно действовала 10 лет – до 1992 года. Она неоднократно занимала призы главкома ВМФ по торпедной подготовке, была награждена красным знаменем центрального комитета ВЛКСМ и получила почетное звание "Горьковский комсомолец", — рассказал РИА Новости Крым один офицеров, который служил на лодке во времена СССР и некоторое время после развала Союза.
Субмарину построили корабелы горьковского завода "Красное Сормово" (ныне Нижний Новгород), но и после прибытия на Черное море город сохранил с ней шефские связи. "Минимум четверть экипажа брали из Горького", — подчеркнул собеседник.
Они не сражались за Родину: что осталось от чужих армий в Севастополе >>
"Проект был довольно удачным с точки зрения эксплуатации, обитаемости и применения оружия. В боевых действиях подлодка не участвовала, но очень активно работала в Черном море. В частности, она принимала участие в операции по вытеснению кораблей ВМС США из советских территориальных вод в Черном море в 1988 году, когда сторожевой корабль "Беззаветный" и "СКР-6" навалились на ракетный крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон". Б-380 все время держала американские корабли на прицеле и была готова в любой момент потопить их", — рассказал подводник.
По его словам, в 1992 году "Горьковский комсомолец" встал на плановый ремонт на "Севморзавод". "Лодку начали активно разбирать, но примерно через год финансирование прекратилось. "Севморзавод" приватизировали, начали дробить на части, через некоторое время стали требовать деньги за стоянку – с берега подавалось электричество, вода. Пришлось забрать с завода. Какое-то время она "блуждала" по причалам, побыла немного на "13 заводе", а примерно в начале 2000-х годов ее поставили в плавдок в Южной бухте, где она стоит и сейчас", — рассказал отставник.
Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов >>
Ветеран-подводник Валерий Захар, который написал множество книг о подлодках Черноморского флота, считает, что сделать из "Горьковского комсомольца" музей невозможно.
По его словам, в 2014 году рассматривалась возможность создания музея на базе Б-380. После осмотра субмарины специалисты-подводники и сделали выводы: по техническому состоянию для музейной экспозиции лодка непригодна, поскольку требует полного восстановления корпуса с покрытием, насыщения отсеков и боевых постов механизмами, аппаратурой, приборами. "По поводу Б-380 — с точки зрения музея в ней нет никакого интереса. Там нет двигателей, механизмов, насосов, вообще ничего – там пустая труба осталась. Смотреть нечего. Делать муляж — смысла нет. Ее надо утилизировать вместе с доком", — сказал он РИА Новости Крым.
"Запорожье"
"Эта лодка интересна тем, что там сохранились все механизмы и оборудование – только аккумуляторные батареи выгружены. Ее надо просто взять поставить на постамент или у причальной стенки и пускать туда людей", — отметил ветеран-подводник.
За время пребывания в составе ВМС Украины "Запорожье" действительно потеряла боеспособность – в море субмарина практические не ходила. Единственную попытку погрузиться украинские подводники предприняли летом 2012 года.
Ну а во время СССР (70-80-х годах прошлого века) Б-435 активно принимала участие в дальних походах и учениях, получала приз главкома ВМФ Советского Союза по торпедной стрельбе и явно заслужила почетную старость в качестве музея.
В правительстве России и министерстве обороны РФ поддерживают идею отдать субмарину под музей. "Но возникает вопрос финансирования – кто будет платить за буксировку лодки, установку и ее музеефикацию? И вроде бы все головой кивают, но лодка пока стоит", — сетует Захар.
"Гагара", "Нарвал", "Кашалот", "Скат"
Константиновская батарея: два века на охране Севастополя >>
Эти небольшие по современным меркам лодки (от 30 до 70 метров в длину) были затоплены английскими интервентами во время Гражданской войны в России в апреле 1919 года.
Под Севастополем нашли затонувшую в 1909 году русскую подлодку >>
В середине 20-х годов прошлого века легендарная Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) стала выполнять работы по подъему затопленных императорских субмарин. Так, с глубины 31 метра была поднята подлодки "Орлан" и "АГ-21", последнюю восстановили и ввели в строй. В начале 1930-х годов эпроновцы подняли с глубины 57 метров подлодки "Судак", "Лосось" и "Налим", в 1935 году – "Кит" и "Краб".
Кормовую часть рубки подлодки "Щука" на год передадут "Батарее 29 бис" >>
"Они уникальны. Это первые русские подводные лодки, которые принимали активное участие в Первой мировой войне. Они наполовину вошли в ил и заросли ракушками, но находятся в хорошем состоянии. На их подъем, по подсчетам специалистов, потребуется около 25 млн рублей, плюс деньги на обработку специальным составом, чтобы металл на воздухе не превратился в труху, и на реставрацию. Отбоя от туристов не будет", — подчеркнул подводник.