Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
В Соединенных Штатах выявлен очередной русский агент, который уже наработал если не на звезду Героя России, то уж точно на орден "За заслуги перед Отечеством". Речь идет о постоянном представителе США в Совете Безопасности ООН Никки Хейли.
Смысл заявления был в том, что коль США дает деньги ООН, то Организация должна голосовать так, как хочет Вашингтон. "Америка оплачивает 22 процента бюджета ООН — больше, чем три остальных крупнейших донора вместе взятых. Однако в 2017 году ООН поддержала нашу позицию всего лишь в 31 проценте случав <…> Такой вариант возврата наших инвестиций неприемлем". Более того, она обрушилась на отдельные страны, которые получают деньги от Соединенных Штатов, но "плохо" голосуют вместе с ними. "Президент Трамп хочет убедиться в том, что наша международная помощь — а мы самые щедрые в мире доноры — служит американским интересам. И мы не хотим, чтобы американская помощь воспринималась ими как нечто само собой разумеющееся", — заявила Никки Хейли.
Если исходить из показателей голосования (за совпадающее голосование дается по одному баллу, за частично совпадающее — то есть если одна страна воздержалась — полбалла, а потом все делится на общее число голосований за исключением ситуаций, когда обе стороны воздержались), то лучший друг США в Генассамблее — Израиль: его индекс составляет 94 процента. На втором месте — соседи канадцы с 69 процентами. А вот к остальным союзникам у Штатов возникли вопросы. У Саудовской Аравии и Катара по 25 процентов, у Пакистана лишь 24, у Афганистана — 21, у Ирака тоже 21. Многие африканские страны болтаются в районе 20 с лишним процентов. Даже у "злобной России" и то больше — 30. Вопросы возникают и к европейским союзникам, ведь верные сателлиты США из числа прибалтийских стран и присоседившихся к ним поляков и украинцев имеют индекс поддержки в 50 процентов с копейками.
Да, это не первый раз, когда Хейли возмущается отсутствием поддержки США в ООН — впервые она заявила об этом после голосования по статусу Иерусалима в 2017 году. Однако тогда это можно было списать на эмоции после того, как абсолютное большинство союзников Америки не поддержали ее решение признать Иерусалим столицей государства Израиль. Повторяя и усиливая эту мысль сейчас (а Хейли открыто намекает на то, что они будут сокращать финансирование неправильно голосующих стран), постпред серьезно дискредитирует позицию своей страны.
Так, в Москве уже призвали Хейли вспомнить математику и в других вопросах. Во-первых, не возмущаться столь высокой долей американского финансирования в бюджете ООН — согласно практике она напрямую зависит от доли страны в общемировом ВВП.
Однако главная услуга Никки Хейли Москве состояла не в неправильном подсчете, а в том, что постпред США, словами той же Марии Захаровой, "призналась, что международную солидарность это государство покупает и лояльность имеет вполне конкретную цену".
На первый взгляд, Америки Никки Хейли не открыла. Это только идеалисты в памперсах и розовых очках верят в то, что сильные помогают слабым по доброте душевной. Великие державы — что США, что СССР, что Великобритания (в период, когда она реально была великой) всегда покупали лояльность других стран. За инвестиции, гуманитарную помощь, прямые взятки отдельным политикам и военным. Так устроен мир и международные отношения.
Проблема Хейли в том, что великие державы, оплачивающие лояльность, никогда публично не требуют за это лояльности. Это как минимум неприлично, и под словом "прилично" здесь имеется в виду не какая-то моральная мотивировка, а трезвый расчет — зачем лишать лица своего сателлита перед его собственными избирателями, зачем публично показывать ему его место, зачем, выражаясь словами героя одного из фильмов Гая Ричи, "ссориться, если можно оставаться друзьями"? Ведь все проблемы с лояльностью можно всегда решить без выноса сора из избы, без публичных предъявлений чека.
К сожалению для США, без выноса уже не получается. По сути, заявление Хейли служит проявлением системного кризиса американской внешней политики. Вкупе с отказом от дипломатии и упором на силовые методы в деле достижения внешнеполитических задач (что прописано в трамповских доктринах обороны и нацбезопасности), публичные угрозы своим союзникам демонстрируют потерю Соединенными Штатами ряда инструментов мягкой силы.
Москва только "за", и отнюдь не потому, что ратует за благосостояние простых американцев. Кремль давно бьется над разрушением глобалистских мифов о том, что Запад всем поможет, что Запад бескорыстен и стремится к всеобщему благу. И Трамп с Никки Хейли своими прямолинейными заявлениями лишь подкрепляют российскую позицию. В общем, ордена заслужили. Оба.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции