СЕВАСТОПОЛЬ, 11 апр – РИА Новости Крым. У непосвященных во флотские дела обывателей широко раскрываются глаза, когда они узнают, что действующему спасательному судну ЧФ "Коммуна" более 100 лет. Пароход времен царской России действительно не выглядит устаревшим из-за особенности конструкции. Корабль сделан в виде катамарана – две гондолы, соединенные в единый корпус, над которыми возвышаются четыре арки, предназначенные для спуска и подъема подводных аппаратов. Создается впечатление, что это не судно вовсе, а железнодорожный мост, который почему-то оказался в воде. Сегодня "Коммуна" — единственное судно Черноморского флота, которое способно оказать помощь подводной лодке в случае аварии. Ее напарник "Эпрон" проходит модернизацию. Но надо признать, что корабль уже не молод, вопрос о его списании поднимали не один раз. Какие перспективы ждут легендарный пароход, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
Севастопольские секреты — специальный сюжет РИА Новости Крым >>
Дар спасать
Первопроходцами в создании таких пароходов были немцы. 28 августа 1907 года на верфи в городе Киль было построено специальное судно-катамаран Vulkan водоизмещением 2746 тонн, длиной 85,3 метра, шириной 17 метров. Пароход с двумя арками в проем между гондолами мог поднимать лодку весом до 500 тонн с глубины до 50 метров.
Имя пароходу дала третья дочка императора Николая II, великая княжна Мария – "Волхов" – в честь одноименной реки в Новгородской области. Хотя существует версия, что название также продиктовано набожностью княжны, которая нарекла корабль в честь волхвов, которые первыми принесли дары новорожденному Христу. 17 ноября 1913 года перед спуском корабля на воду великая княжна Мария разбила о его борт бутылку шампанского. Особое внимание княжны возвело ее в ранг крестной мамы "Волхова". Ее портрет сегодня можно увидеть в кают-компании парохода.
"Те муки, которые перенесла великая княжна (расстреляна вместе с семьей в Екатеринбурге), оградили "Коммуну" от невзгод и сделали ее жизнь такой продолжительной и плодотворной", — уверен бывший капитан судна Анатолий Ишинов.
У берегов Севастополя нашли артефакты времен Римской империи >>
27 июля 1915 года по старому стилю (14 июля) на судне подняли Андреевский флаг, и оно вошло в состав Балтийского флота. В 1922 году в честь образования СССР по решению экипажа — в дань революционной моде "Волхов" переименовали в "Коммуну".
В Балаклаве поднимут со дна затонувшие катера и плавпричал >>
С этой особенностью связана легенда парохода о золотой заклепке. Многие матросы пытались найти спрятанный в обшивке парохода клад. "Эту легенду придумали одни из первых капитанов корабля, чтоб матросы перед подготовкой корабля к покраске не ленились счищать старый слой краски", — отметил Ишинов.
Под грифом "секретно": вся правда о боевых дельфинах в Севастополе >>
Еще одну легенду породила невероятная устойчивость корпуса корабля к морской воде. Более чем за 100 лет металл "Коммуны" показал невероятную устойчивость к коррозии. Ходила байка, что такой прочности корпуса удалось добиться благодаря тому, что перед строительством корабля стальные листы вымачивались в пинских болотах. "Для подобной операции требовалось очень долгое время вести листы к болотам, затапливать их, затем поднимать и вести обратно. По стоимости корабль бы был золотым", — развенчивает миф бывший капитан судна.
Получить одновременно тягучую и крепкую сталь российским мастерам удалось методом воронения (оксидирования). "Установлено, что по химическому составу, механическим свойствам, структуре и коррозийной стойкости сталь относится к низкоуглеродистым… Высокие эксплуатационные свойства корпуса судна обусловлены наличием труднорастворимой плотной оксидной пленки, обладающей высокими адгезионными свойствами к металлу. Указанная пленка препятствует коррозийному разрушению стали", — сказано в документе.
Помимо подъема и оказания помощи аварийным подлодкам, "Коммуна" выполняла функции плавбазы – на корабле размещались ремонтная мастерская, склад торпед, оборудования для зарядки батарей подводных лодок, несколько водолазных станций.
Константиновская батарея: два века на охране Севастополя >>
В момент нападения гитлеровцев на Советский Союз "Коммуна" швартуется в самом центре Ленинграда — недалеко от Исакиевского собора. Корабль маскируют под баржу и размещают на нем спаренные зенитные пулеметы. Пароход становится частью системы противовоздушной обороны города. При этом прямые функции со спасателя не снимают. В период 1942-1943 годов корабль проводит 33 спасательных операции — поднимает со дна 15 подводных лодок и 11 судов, оказывает аварийную помощь более 40 плавсредствам, не считая мелких работ, таких как подъем автомобилей, танков, самолетов со дна Ладоги.
В 1954 году корабль проходит капитальный ремонт на одной из голландских верфей. К этому времени начинается активное развитие подводного флота – субмарины становятся тяжелее, мощнее, погружаются глубже. Царский пароход не в силах противостоять прогрессу. На этом история легендарного спасателя заканчивается, но начинается новая не менее важная глава его жизни.
За всю службу в качестве спасательного судна "Коммуна" оказала помощь более 100 подлодкам и надводным кораблям.
Судно-носитель
В 1967 году пароход перегоняют с Балтики в Черное море. С 1969 по 1973 год на "Севморзаводе" проводят глубокую модернизацию корабля, переделывая его под спуск и подъем новых подводных аппаратов.
В начале декабря 1973 года в Севастополь прибывает первый "клиент" "Коммуны" – сверхглубоководный аппарат "Поиск 2", способный погружаться на глубину до 2 тыс метров. До середины 1980-х годов на пароходе проходят испытания многие подобные аппараты, которые затем расходятся по всем военным флотам Союза. С 1985 года "Коммуна" становится постоянным носителем спасательного аппарата АС-5.
В Севастополе провели экспедицию к месту гибели минного заградителя "Прут" >>
В очередной раз вернуться в строй "Коммуне" помог случай. "В 2004 году мы стали готовить "Коммуну" к празднованию 90-летия. Покрасили корабль, местный телеканал снял о нем фильм, который увидел командующий ЧФ Владимир Масорин. Он заинтересовался кораблем и лично пришел посмотреть его состояние. За 1,5 часа прошелся по всем отделениям, осмотрел все механизмы. В тот момент рассматривался вариант переоборудования килектора КИЛ-158 под носителя подводных аппаратов. Но после посещения "Коммуны" решение пересмотрели в пользу царского парохода", — вспоминает Ишинов.
После очередной модернизации в 2006 году "Коммуна" с аппаратом АС-5 приняла участие в учениях по оказанию помощи аварийной подлодке. За ходом маневров наблюдал лично главком и начальники всех флотов, командиры соединений подводных лодок ВМФ России. На борту было 64 адмиральских звезды (у адмиралов на погонах от двух до шести звезд — в зависимости от звания). "Из-за шторма работа несколько затянулась, но в итоге все прошло успешно", — подчеркивает капитан "Коммуны".
"В тот момент интерес к "Коммуне" проявила директор музея мирового океана из Калининграда Светлана Сивкова. Она предложила перевести судно в Калининград, но корабль не смог бы преодолеть такой путь. После воссоединения Севастополя с Россией рассматривали вопрос создания филиала музея мирового океана в Балаклаве. Кстати, эта идея не снята с повестки и сегодня", — подчеркивает Ишинов.
Мифы и "страшилки" Черного моря >>
В 2008 году вместо обитаемого подводного аппарата "Коммуна" получает морской дрон "Пантера плюс", который управляется оператором по кабелю. Этот аппарат способен обнаружить под водой и исследовать любой затонувший объект на глубине до тысячи метров. А с 2015 года легендарный корабль снова носит управляемый спасательный аппарат – "Приз", характеристики которого значительно превосходят АС-5.
"К 100-летию "Коммуны" межведомственная комиссия по морскому наследию морской коллегии при правительстве РФ приняла решение признать судно объектом морского наследия России. Для корабля это охранная грамота, которая не позволит пустить этот пароход в утиль. Конечно, "Коммуна" пока в строю, но все мы понимаем, что нет ничего вечного", — отметил Ишинов.
ЧФ за три года получил более 50 новейших кораблей и подлодок >>
Все те, кто служил и работал на "Коммуне", уверены, легендарный корабль должен стать достойный памятником русским кораблестроителям, морякам-спасателям и водолазам.