СИМФЕРОПОЛЬ, 1 апр — РИА Новости Крым. Тому, кто потерял близкого человека, нужно дать возможность прожить все свои чувства в полную силу. Об этом в эфире радио "Спутник в Крыму" заявила доцент кафедры общей психологии и психофизиологии Таврической академии КФУ им. Вернадского, практикующий психолог Ольга Войновская.
"Реальность настолько тяжела, что психика сразу не может ее принять такой, какая она есть, особенно если речь идет о потере детей. У горя есть несколько стадий: отрицание, гнев, депрессия, принятие реальности. Очень опасно, особенно первые стадии, пройти неправильно. Например, если неправильно пережит гнев, он преобразовывается в чувство вины, человек будет мусолить ситуацию, убеждать себя, что должен был поступить как-то иначе", — пояснила психолог.
Войновская подчеркнула, что несколько иная ситуация с детьми. "С ними о потере должны говорить только специалисты. Самое важное для ребенка — создать понятийный фон, что он не один, что он не брошен, постепенно подводить к этому. Детей как раз отвлекать можно, у них гибкая психика. В то же время имеет значение возраст: чем младше ребенок, тем он легче будет воспринимать потерю", — уточнила она.
Психолог также рассказала, как родственники и друзья могут помочь человеку справиться с потерей. Их задача — обращать внимания на любые изменения в состоянии и поведении того, кто пережил трагедию, и вовремя обратиться к специалисту.
По ее словам, на то, чтобы пережить горе, человеку требуется от полугода до года, в зависимости от уровня субъектных качеств и самой травмы. Если же потеря была пережита неправильно, этот груз может остаться у человека пожизненно. Поэтому, чтобы выйти из такого состояния с минимальными потерями, нужна работа со специалистом.
"В горе много созидательной энергии. Когда человек переживает такого уровня горе, и если все психологически более-менее проживает правильно, он качественно меняется. Эти люди далеки от мелких передряг, они смотрят на жизнь в других красках, возвышенно. Но к этому состоянию нужно дойти. Психологи — те люди, которые помогают правильно выходить из этого. Если ты с человеком прорабатываешь травму любого психологического уровня, на выходе есть такой выдох, когда у человека остается боль, но она уже спокойна. Это оплаканная потеря. Остается грусть, человек становится сильнее, и живет он, конечно, по-другому", — заключила Войновская.