Александр Форманчук, политолог, заместитель председателя Общественной палаты РК
Жаждущие лучшего поклоняются незаслуженному. Никакие другие слова не приходят в голову, когда речь заходит о сегодняшней Украине. Накопившееся за 23 года вынужденного пребывания в составе "незалежной" Украины вольно или невольно возвращает нас в наше общее прошлое, заставляя сравнивать его с представлениями большинства крымчан о лучшем будущем солнечного полуострова. И тем чаще мы прибегаем к таким сравнениям, тем глубже проникаем в понимание исторической миссии Крыма в отношениях между Украиной и Россией. В эти дни мы переживаем очередной повод к подобным сравнениям, который связан с двумя историческими датами: неправовой передачей 19 февраля 1954 года Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР и государственным переворотом в Киеве 22 февраля 2014 года. Сама история расставила эти даты в их неслучайной взаимосвязи.
Спустя ровно 60 лет, опираясь на волю граждан Республики Крым и города-героя Севастополя, солнечный полуостров вернулся в свою историческую гавань, подтвердив тем самым закономерность проистекающих на постсоветском пространстве процессов после целенаправленного развала СССР. В ряду этих закономерностей пока находится, к сожалению, и антиконституционный переворот в Киеве, в результате которого к власти пришли националистические силы Украины. Закономерность, породившая очередную историческую несправедливость, устранение которой также неизбежно в обозримом будущем. Когда для этого будут сформированы необходимые предпосылки.
Увы, но пока этот исторический процесс переживает сложный и противоречивый период. Важно сегодня не утратить окончательно веру в такую неизбежность той активной части населения Украины, которая сохранила историческую память о цивилизационном единстве двух братских народов Украины и России. Ведь в свое время крымчане сумели отстоять свое право на поклонение тем героям, чьи имена священны для нашего общего подвига в Великой Отечественной войне и других сражениях многовековой истории Крыма. И это пример достойный для поражения всем, кто намерен не отказываться от борьбы за свои законные права.
Но это вовсе не означало отрицания большинством крымчан права граждан Украины на собственное государство. Единственным их условием, обусловленным историей, было требование, чтобы это государство сохраняло и развивало вековые связи братских народов Украины и России. Увы, но при активной поддержке США и их европейских союзников второго киевского майдана власть перешла к агрессивному националистическому меньшинству, для которого любовь к Украине тем сильнее, чем сильнее ненависть к России.
Поэтому не следует удивляться тому, что нынешний правящий в Киеве националистический режим пытается перевести психологию отчуждения между Украиной и Крымом, сформированную во время совместного проживания в рамках одного государства в атмосферу всеобщей ненависти к России только за то, что она взяла под свою защиту автономный Крым.
По мере приближения выборов президента Российской Федерации, назначенных на символическую для всех крымчан дату 18 марта 2018 года, становятся все больше очевидными и навязчивыми пропагандистские попытки официального Киева запугать и психологически разоружить определенную часть крымских избирателей внедрением в их сознание ощущения бесперспективности и отсутствия надежных жизненных ориентиров из-за якобы растущей международной изоляции России и Крыма.
Увы, но у Киева есть в этом плане немногочисленные союзники внутри российского государства и крымского сообщества. В лице разного рода либеральных "демократов" и национал-радикалов, считающих Крым аннексированной и оккупированной Россией украинской территорией. Так что предстоящие президентские выборы являются для жителей Крыма самым показательным маркером на наличие у них подлинного и мнимого крымского патриотизма, который проявляется в самые ответственные периоды нашей отечественной истории. Именно такой период мы сегодня и переживаем. И здесь есть над чем задуматься каждому из нас, прежде чем легковесно подыгрывать упадническим настроениям тех, для кого крымский патриотизм и гражданская ответственность являются всего лишь пустым пропагандистским звуком.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции