Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
Наверное, когда накануне дня печати Владимир Путин на встрече с главными редакторами отечественных СМИ заявил о готовности передать Украине корабли ВМСУ, оставшиеся в Крыму, он не мог бы сделать лучшего подарка журналистам к профессиональному празднику. Инициатива немедленно стала сенсацией, которую обсуждали не только российские, но и мировые СМИ. Однако дальше обсуждения дело предсказуемо не пошло. Украина отвергла это предложение, а премьер-министр Владимир Гройсман, выступая по национальному телевидению, заявил, что "Киев не готов согласиться на возврат украинской военной техники из Крыма в том виде, как это предлагает Москва". И вот, когда страсти по кораблям уже вроде бы улеглись, новый импульс обсуждению темы придал заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Михаил Коваль, обвинив Россию в том, что она "раздерибанила все наши корабли" и отдаст "через суд отремонтированные, в таком состоянии, в котором захватила." Как представляется эта тема будет подниматься украинской стороной еще не один раз, а потому следует расставить акценты как в некоторых деталях этого вопроса, так и в более широком политическом контексте украинского отношения к России.
Однако, пожалуй, лучше всего характеризует состояние украинского флота в этот период признание Игоря Тенюха, назначенного путчистами исполняющим обязанности министра обороны Украины 27 февраля 2014 года. Тогда он утверждал, что в Военно-морских силах по состоянию на 1 марта "условно боеспособны только четыре корабля: фрегат "Гетман Сагайдачный", корвет "Тернополь", корабль управления "Славутич" и большой десантный корабль "Константин Ольшанский", но даже они "какие-либо действия, представляющие угрозу Черноморскому флоту, проводить неспособны".
На сегодняшний день Украина располагает двумя военно-морскими базами – Западной – в Одессе, где находится большая часть украинских кораблей, и Южной – в Николаеве, а также пунктом базирования в Очакове.
Измениться эволюционным путем, в условиях контроля ключевых политических позиций радикальными националистами и при попустительстве, а где-то и прямой поддержке Запада, Украина не сможет. Нам необходимо осознать, что в нынешнем виде Украина всегда будет играть роль постоянного раздражителя, в том числе и в отношениях России с Западом. И уже исходя из этого выстраивать свою политику к этому слабому и истеричному соседу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции