Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
Скандальные формулировки вызвали немедленную и бурную реакцию в средствах массовой информации, однако уже сейчас не вызывает сомнений, что последствия окажутся значительно более продолжительными и серьезными, чем обсуждение очередного информационного повода, регулярно предоставляемого Украиной. Ведь и 7 апреля 2014 года, когда один из главарей государственного переворота на Украине – "исполняющий обязанности президента" А. Турчинов – подписал указ о начале "антитеррористической операции" на востоке Украины, мало кто полагал, что очень скоро Киев пустит в ход тяжелую технику, артиллерию, авиацию и даже оперативно-тактические ракеты.
Главным их результатом стала встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции (так называемой "Нормандской четверки" – по месту проведения первой встречи в таком формате 6 июня 2014 года) в Минске, в ходе которой также при участии лидеров ДНР и ЛНР удалось добиться новых договоренностей и подписать соответствующую декларацию об их исполнении. Комплекс мер по выполнению Минских соглашений предусматривал незамедлительное перемирие, содержал 13 последовательных шагов по урегулированию конфликта и получил неформальное название Минск-2.
К лету 2017 года интерес к переговорному процессу в рамках Минских договоренностей со стороны Франции и Германии заметно упал, а вовлеченность во внутриукраинские дела со стороны Соединенных Штатов, напротив, возросла. Прежде всего, это было связано с назначением нового спецпредставителя США по Украине.
При этом сам Волкер в отношении конфликта в Донбассе исходил из трех базовых установок:
— Минские договоренности – это тупик, выход из которого возможен только через возобновление конфликта. Однако нарушить напрямую перемирие означает взять на себя ответственность. Целесообразно сохранять силовое напряжение по линии соприкосновения сторон, балансируя на грани нарушения договоренностей и создавать, тем самым, условия для второй установки;
— формировать позитивный европейский образ Украины – жертвы внешней агрессии на фоне отсутствия прогресса и сохранения стрессовой ситуации в самом Донбассе;
— в отношении самой Украины – не снижать уровень антироссийской пропаганды, последовательно сокращая как межгосударственные, так и гуманитарные контакты между двумя странами, вплоть до введения визового режима с Россией.
В этих условиях дальнейшее продолжение российской политики по строгому соблюдению Минских договоренностей означало фактическую утрату ею инициативы и наработанных позиций.
А если это надолго — Украина рискует повторить грузинский сценарий >>
Если эти инициативы окажутся реализованными, то вопреки многолетним усилиям Россия будет признана стороной конфликта, а обсуждение миротворческого формата будет обсуждаться уже без ее участия. Это откроет широкие возможности и для поставок Украине летальных вооружений, и для введения в Донбасс западных миротворцев с последующей реализацией Югославского сценария. Того самого, с которого начиналась дипломатическая карьера Курта Волкера.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции