Новый главный раввин Симферополя Йехезкель Лазар официально вступил в должность 25 октября. За несколько дней он уже успел пообщаться с представителями еврейской общины Крыма, оценить состояние национального наследия и продумать стратегию развития еврейской диаспоры на полуострове. О том, что привлекло сына главного раввина России в Крым, как это воспринял его отец и как он планирует из городской синагоги сделать масштабный национальный центр он рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Крым.
— Эта история началась давно, еще в 2014 году. Я находился здесь с другом и посетил национальную общину. Мне очень понравилось это место, но я и не мечтал, что окажусь здесь навсегда. Предполагал, что окажусь в Израиле, Москве или Америке. Впоследствии я приезжал на полуостров еще несколько раз, и мне все больше нравились и люди, и Крым. Община очень попросила меня остаться здесь, просила у Федерации еврейской общины России оставить меня, и, в конце концов, я здесь.
- Как ваш отец, главный раввин России Берл Лазар, отреагировал на решение жить в Крыму?
— Он очень обрадовался, что я принял такое решение. Это нелегкое решение, для меня это большой шаг в жизни и я думаю, он гордится этим. Мой отец мне сказал, что это мое дело и мой выбор, и если я его сделал, то должен справиться с ним.
— Главное для меня сейчас – объединить как можно больше евреев, они должны знать о том, что двери общины открыты для них и здесь есть все необходимое. Люди должны знать и о синагоге, где можно молиться. А сейчас люди знают о крымских евреях, но о еврейской общине знают не все. Мы планируем активно развивать образовательную деятельность. Для нас, как и любой общины, важно, чтобы было правильное духовное и нравственное воспитание.
- Глава Всекрымского еврейского конгресса Ян Эпштейн уже заявил о намерении ходатайствовать о назначении вас главным раввином Крыма. Как вы относитесь к этому предложению?
— Я считаю, что начинать нужно с малого. В данном случае с города Симферополя.
— Синагога, которая находится в Старом городе, маленькая. Ее немного отремонтировали, но это еще не то, что нужно для евреев. Даже стыдно, что у всех есть религиозные места — храм, мечеть, а у евреев нет хорошей синагоги. Мы будем стараться, чтобы она появилась как можно быстрее.
- Речь идет о реконструкции действующей синагоги или о строительстве новой?
— В планах сделать новую большую синагогу. Мы хотим создать такое место, где будет все: и синагога, и кошерные рестораны, и образовательные учреждения. То есть, чтобы еврей, который хочет купить продукты или получить еврейское образование, мог прийти по одному адресу и все найти.
- То есть большой национальный центр, где смогут получать образование все желающие?
— Да — дети, взрослые и молодежь.
- Вы наверняка общаетесь с еврейскими общинами, которые живут на Украине. Каково сегодня положение евреев на Украине?
— Про Украину я знаю мало, поскольку там не живу. Друзья в этой стране у меня есть, но на политические темы мы не общаемся, у нас много других тем для разговоров. Поэтому я не могу комментировать ситуацию, которая развивается там, и не могу повлиять на происходящие события.