ВАРШАВА, 21 окт – РИА Новости Крым. Закон, позволяющий сносить памятники советским солдатам, вступает в силу в Польше в субботу.
По подсчетам Института национальной памяти Польши, закон коснется более чем 450 памятников по всей стране, 230 из которых – это памятники солдатам Красной армии. Все подпадающие под закон памятники должны быть убраны из общественных мест в течение 12 месяцев. Государство выделяет на это около 5 миллионов злотых (около 1,4 миллиона долларов). При освобождении Польши погибли свыше 600 тысяч советских солдат, а также были убиты немцами около 700 тысяч советских военнопленных.
Символы тоталитаризма
Он пояснил, что "объекты символические, посвященные Красной армии, должны быть убраны из общественного пространства, как объекты, пропагандирующие иностранный тоталитаризм и очередную оккупацию".
Кладбища останутся, звезду оставят
Закон не коснется кладбищ, на которых захоронены погибшие красноармейцы. Представитель Института национальной памяти подтвердил именно такую его трактовку. "Это не касается, хотел бы это подчеркнуть, никаким образом не касается кладбищ. Потому что могилы солдат вне зависимости от их национальности, вероисповедания и так далее, есть для нас как для польского государства святыми местами. Эти объекты под юридической и фактической охраной польского государства", — сказал он.
Тем не менее, польские власти позаботятся, чтобы "символов тоталитаризма" не осталось и на кладбищах.
"Если речь идет о кладбищах, то изменения могут касаться объектов чисто символических — в первую очередь речь идет о таких символах, как серп и молот, изображения Сталина. Эти объекты будут также удалены с кладбищ. Не будут удалять символы Красной армии, например красная звезда", — пояснил Марковский.
Сейм не до конца единодушен
Не все польские парламентарии единодушны в вопросе памятников советским солдатам. Несколько человек осмелились голосовать против законопроекта. Так, депутат Сейма Януш Саноцкий считает, что снос памятников будет огромной ошибкой.
"Я противник ликвидации памятников, о которых идет речь. Разрушение этих памятников будет огромной ошибкой, потому, что сегодня это не памятники коммунизму, а исключительно памятники советским солдатам, которые победили Гитлера, и благодаря этому мы — поляки — живем", — сказал Саноцкий в беседе с РИА Новости. "Надо просто смотреть правде в глаза", — добавил он.
Депутат также крайне негативно высказался о регулярных фактах осквернения в Польше памятников советским солдатам. "Перестаньте осквернять памятники. Это неправильное мышление. Уже давно не 70-е, не 80-е годы. Уже давно нет Советского Союза, и эти памятники не есть символом оккупации Польши", — сказал он.
Голосовал "против" и самый старший депутат Сейма Корнел Моравецкий, которого никак нельзя обвинить в пророссийских настроениях. Во времена ПНР он был активистом "Солидарности", подвергался арестам и был депортирован из страны.
"По моему мнению, не надо сносить памятники. Я считаю, что не должны эти памятники разрушать. Память, честь людей, которые погибли, мы должны увековечить", — добавил он.
Дожидаться не стали
Некоторые представители местных властей не стали дожидаться вступления закона в силу и уже приступили к ликвидации памятников.
Ситуация в Тшчанке крайне возмутила активистов польской общественной организации "Курск", которая занимается реставрацией памятников советским солдатам. Они намерены добиваться судебного преследования виновных.
"В ноябре пройдет заседание круглого стола на тему ситуации с мемориалом в Тшчанке. Там будут присутствовать прокурор, юристы, полицейские, чиновники. В конце этого заседания мы планируем принять решение о судебном преследовании мера Тшчанки. Мы докажем, что он совершил преступление", — рассказал РИА Новости руководитель "Курска" Ежи Тыц.
По словам собеседника агентства, сначала документы подадут не в суд, а в прокуратуру.
"Если они не примут решения и скажут, что все было нормально, тогда мы будем обращаться в суд — сначала польский, а потом международный. Начинаем наводить порядок. Я думаю, что это будет переломный момент против сноса памятников, против русофобии", — заключил Тыц.