В Киеве стартовала 14-я ежегодная встреча Ялтинской европейской стратегии (YES). Опечатки нет: именно в Киеве и именно Ялтинская европейская стратегия.
Чтобы понять, какое отношение имеет Ялта к нынешней встрече в Киеве, стоит вернуться к истории YES. Мероприятие изначально задумывалось как некий элитный формат, площадка для общения украинского европейски ориентированного "истеблишмента" со своими иностранными коллегами. Ведь как престижно встретиться за бокалом шампанского с каким-нибудь европейским экс-министром, обсудить вопрос "противодействия кибертерроризму" или "необходимости реформ", или, на худой конец, "популизма и энергетической безопасности". Вроде и мнениями обменялись, и самолюбие потешили. Напомнили зарубежным партнерам, что есть такая страна – Украина, считающая себя частью Европы. Заодно и посмотрели: остались ли за рубежом люди, которые над этим утверждением вслух не смеются?
Смех сдерживать становится еще сложнее, поскольку логику украинского истеблишмента понять тяжело. Например, национальные СМИ подчеркивают, что с момента основания форум YES проходил в Ливадийском дворце в Ялте. Напомним, Ливадийский дворец — знаковое место не только для Крыма и России. С ним связана история императорской династии Романовых, в его залах проходила знаменитая Ялтинская конференция 1945 года, ставшая новой отправной точкой развития международных отношений.
Но в 2014 году Крым вернулся в Россию. Ливадийский дворец больше не принимает гостей украинских олигархов. И вот открытие нынешних так называемых "ялтинских" встреч, на которые приглашены ни много – ни мало — лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман, экс-госсекретарь Кондолиза Райс, вице-президент Европейской комиссии по вопросам Энергетического союза Марош Шефчович и другие именитые гости, прошло на Бессарабском рынке в Киеве.
По логике организаторов, "выбор Бессарабки как места открытия форума призван продемонстрировать украинское разнообразие". Должно быть, обстановка современной Бессарабки призвана ответить на вопрос, заявленный в этом году главной темой встречи: "Стал ли мир новым, и что это означает для Украины?". Безусловно, стал, — намекают украинские реалии иностранным гостям и предлагают почувствовать изменения на себе.
Примеров того, что Украина до сих пор не может смириться с выбором властей, предостаточно. Например украинский фестиваль с крымским названием "Джаз Коктебель" проходит в поселке Черноморском Одесской области. Хотя ни к крымскому артистическому поселку Коктебель, ни к всемирно известному ежегодному джаз-фестивалю, который проводится там уже 15 лет, украинское действо никакого отношения не имеет. Шампанское "Новый свет", создаваемое в Крыму по уникальной технологии, особо находчивые украинские деятели предлагали разливать на Харьковском заводе шампанских вин.
Словом, не зря один из главных вопросов, обсуждаемых на нынешних Ялтинских встречах в Киеве, – "стратегии возвращения Донбасса и Крыма под контроль Украины".
Президент Украины Петр Порошенко даже озвучил перед гостями нынешнего YES цель на следующий год: "вернуть Ялту". Видимо, в Киеве все еще не теряют безумной надежды обсуждать вопросы европейской интеграции в резиденции российских императоров. Напрасно.
Яна Харлан