Дмитрий Лекух, для РИА Новости
Как стало известно из официального заявления представителя Национального банка Украины (НБУ), власти Незалежной 4 августа сего года перечислили Международному валютному фонду (МВФ) первый взнос в размере 450 миллионов долларов по программе Stand-by от 2014 года.
Программа Stand-by Agreement была подписана три года назад и предусматривала выделение Украине 17 миллиардов долларов в течение двух лет. Фонд по этой программе выделил Украине 4,6 миллиарда долларов, то есть формально программа выполнена не была. Тем не менее в марте 2015 года совет директоров Международного валютного фонда одобрил для Украины программу расширенного финансирования (Extended Fund Facility — EFF) на ту же сумму. При этом МВФ выдал кредит на предельно жестких условиях: власти Украины обязались поднять тарифы на жилищно-коммунальные услуги, уменьшить число бюджетников, сократить дефицит Пенсионного фонда (в том числе через повышение пенсионного возраста), отменить мораторий на куплю-продажу земли.
По этой программе были выделены еще три транша: в пять миллиардов долларов (реально спасший гривну от полного краха в марте 2015 года), в 1,7 миллиарда долларов (в августе 2015-го) и в один миллиард (уже осенью 2016 года).
Дело в том, что в МВФ умеют считать, и его чиновники вполне обоснованно берегут свои кресла. И если уже перечисленные деньги хотя бы кое-как "отбиваются" за счет банального ограбления населения (деньги от роста тарифов ЖКХ, именно на них МВФ — и небезосновательно — рассчитывает), то дальнейший процесс гарантированно встанет. По банальной причине: грабить будут и дальше, но уже сейчас на Украине идет цепочка неплатежей, показывающая, что "подкожный запас жира" заканчивается.
И сейчас из всех потенциальных источников ничего не осталось, кроме Пенсионного фонда (там тоже есть что "отжать") и приватизации сельскохозяйственных земель. Которую, смеем предположить, Украина все равно запустит.
Начиная со следующего года заканчивается период реструктуризации, и 2018-2020 годы становятся пиковыми по выплатам, которые невозможно не проводить и которые составляют 16 миллиардов долларов прямых бондов и еще шесть миллиардов государственных гарантий: ну, это не считая "мелочей". И крупнейшим из частных держателей украинских суверенных евробондов выступает не кто иной, как американский инвестфонд Franklin Templeton Investments, а шутить с этими ребятами пока что не удавалось никому. Не верите — спросите хотя бы у Аргентины.
Да и остальная компания "частных держателей суверенных бумаг" тоже, признаться, впечатляет: Goldman Sachs, Wellington Management Group, Fidelity International, Allianze SE, AVIVA Funds, Nomura Asset Management. А кроме них — Международный банк реконструкции и развития, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, ЕС, Канада, Япония, Германия, США.
Серьезные пацаны, так сказать.
Следовательно, в полный рост встает вопрос "заканчивающегося времени". В этих условиях его можно решить только при помощи форс-мажорной ситуации. И тут не нужно быть Вангой для того, чтобы угадать, какая единственно возможная форс-мажорная ситуация может и должна тут на Украине случиться.
Война.
Причем полномасштабная.
Ползучей интервенцией на Донбассе тут уже так просто не обойтись.
Тогда можно будет, на худой конец, "дать по тапкам" через аэропорт Борисполь. Вместе с наворованным, а также чадами и домочадцами. И организовать потом "правительство в изгнании" где-нибудь в теплых краях — а по долгам, по долгам пускай платят победители. Ну а если Россия в очередной раз "на войну не придет", то вполне сгодится эскалация в Донбассе плюс какой "националистический переворот" с последующей "гражданской" уже по всей несчастной территории. Денег-то отдавать долги все равно физически взять просто неоткуда, "дефолт" тот же Franklin Temlpeton Investments — совершенно точно не устроит. Были примеры.
Да какая разница, будут эти поставки или нет?
Война там будет в любом случае. Все по науке: проект сворачивается, необходимо хеджироваться и, возможно, даже фиксировать убытки.
Иначе придется платить по самым настоящим счетам.