Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Дональд Трамп стал 45-м президентом США и обрисовал контуры новой американской реальности своим избирателям и до сих пор не могущей прийти в себя старой элите.
Они — не вы
Изменит ли Трамп, находящийся под жесточайшим давлением со стороны прессы и политиков, своим предвыборным обещаниям и станет политкорректным президентом, замалчивающим проблемы? Или же он будет реализовывать свои обещания и станет главой государства, решающим американские проблемы?
Трамп своих избирателей не подвел, и сделал предвыборную речь, да и саму церемонию инаугурации, неким трейлером своего будущего президентства. Он четко дал понять, что не поддастся давлению элит и не позволит накинуть на себя уздечку.
"У нынешней церемонии особое значение, поскольку мы не просто передаем власть от одной администрации к другой, от одной партии другой. Мы передаем власть от Вашингтона (93% жителей которого голосовали за Хиллари Клинтон — Г.М.) вам, простым людям", — отмечает Трамп.
Напомним, что население Америки избрали его вопреки позиции практически всей элиты, поэтому неудивительно, что Дональду Трампу придется опираться именно на мнение его избирателей. Именно народ будет столпом его легитимности и щитом против попыток устроить ему импичмент. А значит, Дональду Трампу нужно, во-первых, подчеркнуть реально существующий разрыв между старыми элитами и запросами населения страны (представителем которого является он, Трамп).
"Нынешний истеблишмент защищал себя, а не граждан нашей страны. Победы истеблишмента были не вашими победами. Их триумфы были не вашими триумфами", — говорил президент, обращаясь к населению.
Старые проблемы
Поэтому сам президент расширяется как может — то есть играет на понимании "свой/чужой", которое есть у каждого человека. Пытается внушить населению, что эти элиты — чужие, не представляющие интересов простого народа. Собственно, он прав. Тот разгул политкорректности, который был в США при Обаме, уже в печенках сидит у простых американцев. Их интересуют не права открытых геев в армии и не однополые браки, а создание рабочих мест и ощущение своей страны "великой".
Трамп их слушает, и на своей инаугурационной речи обрисовал реальные проблемы, которые, по мнению избирателей, стоят перед Америкой.
"Много десятилетий мы обогащали промышленность третьих стран в ущерб производству на территории США. Мы субсидировали иностранные армии, одновременно с этим сокращая собственные вооруженные силы. Мы защищали границы иностранных государств и при этом отказывались защищать собственные (судя по всему, тут Трамп имеет в виду границу с Мексикой, на которой собирался строить стену против мигрантов — после инаугурации его администрация уже заявила, что план остается в силе. — Г.М.). И мы тратили триллионы долларов на заокеанские проекты, тогда как американская инфраструктура ветшала и разрушалась", — говорил Трамп. По его словам, Соединенные Штаты обогащали другие государства, тогда как "богатство, сила и уверенность нашей страны в себе уходила за горизонт".
Ну и Трамп не был бы Трампом, если бы не только озвучил проблему (хотя представители старых элит подчас не были способны и на это — вспомнить хотя бы их категорическое нежелание произносить словосочетание "исламский терроризм", но и тут же предложил рецепт решения. Он назвал его "Америка на первом месте" (хорошо хоть не "Америка превыше всего" — его бы заклевали за созвучие с лозунгом немецких нацистов "Германия превыше всего").
Суть рецепта — в отказе США от чрезмерных внешних обязательств и от многосторонних зон свободной торговли, ущемляющих американские интересы ради идеи глобализации.
Новые решения
Собственно, из этого предложения явно торчат не столько китайские, но мексиканские уши — Трамп намерен выводить из Мексики все американское производство, отдавая ей вместо этого ее мигрантов.
На первый взгляд, это невозможно, ведь предполагает фактический отказ принципов Североамериканской Зоны Свободной торговли (НАФТА), отменить которую крайне сложно. Однако Трамп имеет в виду именно это, выставляя изоляционистский и антиглобалистский лозунг "покупай американское и нанимай американцев", который он призывает взять на вооружение населению работодателям.
Да, чисто теоретически компании (а многие из лидеров американского бизнеса давно имеют штаб-квартиры и производство в других странах) могут, конечно, не прислушаться к новому президенту. Но в этом случае (вспоминая его твиттер-дипломатию) они могут стать субъектами не только общественной неприязни, но и экономического давления со стороны власти. Некоторые автомобильные компании уже решили не испытывать судьбу и вернуть производство в Соединенные Штаты.
Что же касается стиля общения с внешним миром, то Трамп подтвердил свое решение отказаться от идеи смены режима и насаждения американских ценностей — слишком дорогой, неэффективной, и, как показали последние события на Ближнем Востоке и в российско-американских отношениях, контрпродуктивной. "Мы не собираемся навязывать свой стиль жизни никому (тут Асад, вероятно, выдохнул — Г.М.), а скорее позволим ему сиять и быть примером. Мы будем сиять для каждого, кто захочет следовать за нами".
Конечно, следовать Трамп позволит не всем — он в своей речи уже обозначил главного врага Соединенных Штатов — радикальный исламский терроризм. Не Москва, о которой часто говорил Барак Обама и русофобы из восточной Европы.
Сама Россия в этой инаугурационной речи не прозвучала ни разу (как и другая страна), но Трамп сказал и о ней. По его словам, США не только усилят старые союзы для борьбы с исламским терроризмом, но и "создадут новые для объединения цивилизованного мира" для борьбы с этой угрозой.
Будет ли создан этот союз и станут ли США воспринимать Россию действительно как часть цивилизованного мира — станет ясно по ходу действий Трампа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции