Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Суть в том, что готовится проект постановления правительства, которое предоставит производителям лекарств самостоятельно, без согласования с Минздравом и Федеральной антимонопольной службой устанавливать цены на дешевые (до 50 рублей) препараты, внесенные в перечень ЖНВЛП.
Дешевые лекарства исчезают
Перечень ЖНВЛП – список препаратов, который утверждает правительство для того, чтобы регулировать цены на лекарства и сделать их доступными для населения и медицинских учреждений. Цены устанавливает ФАС, производители могут перерегистрировать их раз в год с учетом инфляции. На нынешний год в этом перечне представлены 646 наименований лекарств.
"Неизменным трендом последнего времени являлось постепенное сокращения доли "недорогих лекарств" (средняя стоимость упаковки которых ниже 150 руб) и увеличение удельного веса "дорогих препаратов" (со средней стоимостью упаковки выше 150 руб). В августе 2016 г доля рынка "недорогих" препаратов по сравнению с августом прошлого года сократилась на 1,1%. На 0,5% относительно августа 2015 г. уменьшилась доля сегмента лекарств со средней стоимостью упаковки 50-150 руб", — говорится в аналитическом отчете DSM Group за август 2016 года.
"Вымывание" из фармацевтического рынка наиболее дешевых препаратов связано с ослаблением рубля и ростом инфляции. Выпускать их становится просто убыточно. В итоге производители вынуждены уменьшать объемы производства или совсем прекращать выпуск таких лекарств, поясняет генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
По сведениям РБК, пропадать с аптечных прилавков стали ампициллин, магний сульфат, фуросемид, ибупрофен, левомицетин, нистатин и другие популярные недорогие лекарства.
Дешевое обойдется дороже
"Если так пойдет дальше, и недорогие лекарственные препараты исчезнут из продажи, то потребителям придется покупать их более дорогие аналоги из других ценовых категорий. В результате платить придется больше, причем, намного – иногда в несколько раз. Если же дать производителям право самим устанавливать цены в "коридоре" до 50 рублей, то в итоге удорожание лекарств будет минимальным и гораздо менее болезненным", – поясняет Сергей Шуляк.
В конце концов, выиграет тот производитель, который сумеет остаться в самом дешевом ценовом "коридоре".
В категории до 50 рублей препараты из списка ЖНВЛП занимают в ассортиментах аптек ничтожную долю – всего около 2%, и если цена на какое-то лекарство подскочит, скажем, с 27 рублей до 49 рублей, то покупатели в массе своей это вряд ли заметят. Таким образом, потребители практически не пострадают, но если сейчас цены на дешевые лекарства не отпустить, то пострадают и весьма существенно, утверждает аналитик.
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике, врач и юрист Антон Беляков, считает, что сама по себе практика регулирования цен производителей – исключительно популистская мера.
"Расчет сделан лишь на то, что население должно видеть: правительство о нем заботится и не позволяет фармацевтическим компаниям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. Но это утопия – никто не может производить что-то себе в убыток. Кроме того, никто не может достоверно предвидеть, как будет складываться экономическая ситуация дальше, и не исключено, что завтра опять придется заниматься ценообразованием в ручном режиме", – говорит сенатор.
По его словам, отпуск цен назрел давно, и не только в какой-то одной ценовой категории. Расплачиваться же за медлительность правительства приходится потребителю, для которого дешевые лекарства уже исчезают из аптек.
Кого надо субсидировать?
Субсидирование производителя – путь в никуда, возражает председатель Комиссии по социальной политике Ленинградского областного законодательного собрания Владимир Петров.
"Поддержка производителя у нас всегда осуществляется по неконтролируемым обществом параметрам. В конечном итоге то, кого и в каких размерах субсидировать, субъективно определяется чиновниками. Поэтому единственно верное решение, на мой взгляд – это отменить государственное регулирование цен на все лекарства, дать возможность всем им вернуться на рынок, и при этом сформировать понятную, прозрачную, легко исполнимую систему мер социальной поддержки граждан", – говорит депутат.
"Кроме того, нельзя не принимать во внимание, что из 15 миллионов льготников, имеющих право на бесплатные лекарства, 10 миллионов отказались от такой возможности ради дополнительных 600 рублей к пенсии – то есть, предпочли монетизировать льготы", – напоминает Сергей Шуляк.