Ракетный катер ЧФ на учениях выполнил стрельбу крылатой ракетой >>
В день начала осеннего призыва РИА Новости (Крым) расскажет, как служится срочникам на ЧФ на примере большого десантного корабля "Азов", почему на море кормят чаще, чем на земле, что хранит "на сердце" каждый член команды боевого корабля и почему на флоте не может быть дедовщины.
Полный комплект
БДК "Азов" недавно вернулся из похода в Средиземное море и сейчас стоит в Севастополе. Однако для кораблей Черноморского флота это редкость – большую часть времени моряки проводят в море.
Заместитель командира "Азова" по работе с личным составом, капитан 3 ранга Юрий Беленков с гордостью говорит, что большинство срочников, попавших сюда весной, хотели служить именно на флоте. Некоторые просили об этом в военкомате.
Десант Черноморского флота высадился на Опуке в рамках боевой проверки >>
"По опыту предыдущего призыва: желающих пойти на флот очень много. Некоторые в военкоматах изъявляют такое желание. Это морская романтика: корабли большую часть времени находятся в море. Среди тех, кто сюда (на "Азов" – ред.) попал, не было тех, кто не желал служить на флоте", – констатировал Беленков.
В настоящее время все корабли ЧФ укомплектованы на 100%. Но скоро с них уйдут призывники прошлой осени и места освободятся.
К слову, чтобы попасть на флот, необходимо идеальное здоровье и желание. Также не помешает наличие сопутствующей специальности, например, следует получить профессиональное техническое образование или окончить "мореходку". Это условие необязательное. Тем не менее, при распределении предпочтение отдается именно тем, кто отучился.
Кроме того, перед тем, как попасть на флот, новобранцу придется пообщаться с психологами. Ведь он может быть физически здоров, но при этом бояться глубины или замкнутого пространства, что на флоте неприемлемо.
На один "чай" больше
Сейчас матросы, проходящие срочную службу на кораблях ЧФ, обеспечены всем необходимым. Кроме того, в отличие от сухопутных войск, едят они на один раз больше.
Десантирование морской пехоты ЧФ в Артиллерийской бухте Севастополя >>
"Срок службы призывников так и остался – 12 месяцев. Ребята полностью обеспечены всеми видами довольствия – денежным, вещевым, продовольственным. Никакой нехватки нет. На корабле готовится все согласно флотской норме №3. Корабельные нормы довольствия выше, чем у сухопутных войск, у нас четырехразовое питание. Есть, в отличие от береговых частей, "вечерний чай": вечером матросам выдают чай, печенье, хлеб с маслом", – рассказал Беленков.
Шойгу в Севастополе вручил орден Нахимова флагману Черноморского флота >>
Учитывая, что в России военная служба – чуть ли не главное условие для приема на работу для представителей сильного пола, многие бросают учебу, чтобы отслужить и в дальнейшем уверенней идти по карьерной лестнице.
"У многих за плечами есть образование, многие заканчивают морские колледжи, некоторые ребята ходили на гражданских судах, посещали иностранные порты. При прибытии на флот они совершенствуют свои навыки. В море каждый выполняет свои задачи. Ошибок быть не может – море ошибок не прощает. Спектр разнообразный: проходят боевые учения, нарабатывается опыт. Никаких условностей в море быть не может, любая ошибка чревата последствиями", – пояснил замкомандира "Азова".
Много и тех, кто впоследствии остается служить по контракту: за год к жизни на корабле привыкают. Часто ребята сразу после окончания срочной службы идут на контракт, дабы заново не проходить проверки в военкоматах. Все-таки, срочная служба – это, по сути, год без выходных.
Не до дедовщины
Витко: новый "Шторм" войдет в состав Черноморского флота >>
"Я хочу развеять миф: может когда-то в каких-то частях такое было, но сейчас это явление отсутствует полностью. Ребята работают на взаимопонимании. Когда корабль постоянно в море, некогда сравнивать, кто больше прослужил. В море все едины и от каждого что-то зависит, каждый должен выполнять свои задачи. На кораблях именно поэтому не "экипаж", а "команда", каждый моряк – звено одной цепи", – пояснил офицер.
Контрактники и срочники находятся в одинаковом положении: и палубу моют, и медные детали БДК натирают.
"Сам корабль – это сложное сооружение. Каждый приходящий военнослужащий, независимо от категории, должен сначала изучить его устройство. Каждый моряк обслуживает определенную аппаратуру, независимо от того, призывник он или контрактник. На корабле есть боевые части, каждая выполняет определенные функции: штурманская, артиллерийская, минно-торпедная, связная и так далее. Каждый матрос, на всякий случай, должен иметь боевого заместителя", – рассказал Беленков.
Обязанности матроса – у сердца
День у контрактников и срочников строится примерно одинаково, разница лишь в том, что первые после рабочего дня идут домой, а вторые остаются на корабле.
"Стандартный день матроса по призыву следующий: утром – подъем, зарядка, завтрак, уборка, построение на подъем флага, а дальше – занятия, тренировки, потом – обед, вновь тренировки и после – ужин. Затем вечерний распорядок дня – развлекательные мероприятия, вечерняя строевая подготовка, разучивание строевых песен. После этого вечерний чай, просмотр новостей, самообслуживание и в 22.00 отбой", – озвучил распорядок дня на корабле Беленков.
Стоит отметить, что пользоваться мобильными телефонами матросы могут только во время досуга и в выходные дни. В остальное время эти устройства хранятся у старшины подразделения.
Сторожевой корабль ЧФ "Ладный" отправился в Средиземное море >>
А чтобы не забыть, что нужно делать в повседневной жизни и экстремальных ситуация, каждый матрос носит в нагрудном кармане, возле сердца, специальную книжку. В ней расписаны обязанности на все случаи жизни, вплоть до химической атаки и гибели корабля. Это позволяет команде при любых обстоятельствах четко работать.
"Книжечка постоянно должна быть у матроса при себе. Только если он уходит в увольнение, то должен сдать ее дежурному, поскольку выносить ее из части запрещено. Кроме того, матрос должен знать ее наизусть. Двух одинаковых книжек нет. От выполнения обязанностей каждого матроса зависит жизнь товарищей. Если он расписан в аварийную партию по заделыванию пробоины в твиндеке (междупалубное пространство внутри корпуса судна – ред.), а он туда не побежал, то это усложнит положение всего экипажа", – говорит Беленков.
Плафон с морской водой и жареный поросенок
Говоря о флоте, нельзя не упомянуть и о традициях, которые здесь соблюдаются многие десятилетия. Некоторые из них являются довольно интересными.
"Адмирал Григорович" отработал защиту от воздушных атак >>
Например, существует традиция посвящения в моряки. Так, в первый раз выйдя в открытое море, член корабельной команды получает удостоверение моряка-надводника, в котором указаны широта и долгота, где он прошел посвящение. После этого ему следует выпить плафон с морской водой. Всего же в него помещается около полулитра жидкости.
Тех, кто опасается подхватить какую-то инфекцию, специалисты убеждают, что вода в открытом море является чистейшей.
Еще одна традиция касается возвращения корабля из дальнего морского похода. В этом случае командование встречает экипаж корабля с хлебом и солью, а также жареным поросенком. Вся эта провизия поровну делится между членами команды.
Я видел Босфор и Дарданеллы
Сегодня на БДК "Азов" служит около сотни моряков. Они прибыли на корабль из разных регионов России. Александр Хомяк попал на службу в Черноморский флот из города Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ). Сначала прошел учебное подразделение, а потом попал на корабль. Чтобы служить на ЧФ, он "взял паузу" в вузе.
Черноморский флот России пополнят суперсовременные фрегаты >>
"Я учусь на инженера автоматизации технологических процессов. Когда распределили, попал практически по своей специальности, по своей стезе. Работаю почти с таким же оборудованием, как и на гражданке. Срочную службу прохожу с 20 ноября, сначала служил в городе Кронштадт. После этого приехал в Севастополь и теперь служу на большом десантном корабле "Азов". Я пошел служить по собственной воле, взял академотпуск в учебном заведении, в военкомате сказал, что хочу в ВМФ. Распределили", – говорит матрос.
"Адмирал Григорович" тренируется топить корабли и сбивать самолеты >>
"Здесь очень интересно. На самом деле очень нравится. Я был в трех походах и на учениях. Был в Средиземном море, Мраморном, проходили проливы Босфор и Дарданеллы. Было бы хорошо заходить в иностранные порты, но, к сожалению, не получилось, но я надеюсь, что в следующий раз нам и такие задачи поставят", – рассказал Александр.
Чем займется после службы, он еще не определился. Скорее всего, закончит вуз, а приобретенный на "Азове" опыт, считает моряк, в дальнейшем пригодится.
В этом году большой десантный корабль "Азов" принимал участие в праздновании Дня ВМФ в Севастополе и был в дальних морских походах. Для матросов, служащих на корабле Черноморского флота, – это опыт командной и слаженной работы, преодоления трудностей, который на гражданке еще не раз пригодится.