7 сентября в Пентагоне заявили, что российский Су-27 перехватил самолет-разведчик США Р-8 Poseidon над акваторией Черного моря. Представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков ответил: "После приближения российских истребителей к самолетам-разведчикам для визуального опознавания и определения бортовых номеров, американские самолеты резко меняли курс и улетали в противоположную от государственной границы России сторону".
Казалось бы, инцидент исчерпан. Однако осадок остался. Американцы уже традиционно называют действия российских летчиков "небезопасными" и "непрофессиональными". Российская сторона считает недопустимой высокую активность военной авиации и разведки США вблизи российских границ.
При этом в Минобороны России не раз подчеркивали, что экипажи Воздушно-космических сил соблюдают все международные правила использования воздушного пространства.
Что происходит в небе над морем и на земле под небом?
Притяжение Кавказа
Boeing P-8 Poseidon разработан по программе многоцелевого морского самолета на базе фюзеляжа Boeing 737-800 и крыла Boeing 737-900. Оснащен системой радиотехнической разведки AN/APY-10, которая позволяет обнаруживать и опознавать надводные и подводные цели (на перископной глубине) и осуществлять картографирование местности. Poseidon также предназначен для уничтожения подводных лодок противника в районах патрулирования (на высотах до 60 метров над морем).
Может ли Россия оставаться безучастной к визитам подобных гостей?
Очевидно, на этот раз Пентагон привлекли действия российских войск в рамках стратегического командно-штабного учения "Кавказ — 2016". Маневры проходят 5 — 10 сентября на территории нескольких южных субъектов Российской Федерации и в акваториях Черного и Каспийского морей.
7 — 8 сентября в Тбилиси состоялся выездной саммит НАТО с участием генерального секретаря организации Йенса Столтенберга, который заявил: "У Грузии есть все инструменты, чтобы подготовиться к членству в НАТО, а НАТО готова поддержать Грузию на этом пути".
Не слишком ли много внимания уделяют США и НАТО Южному Кавказу, который географически соседствует с Россией, а не с ЕС или Америкой?
Мания преследования
По сути перехвата 7 сентября над Черным морем Пентагон предъявляет претензии к России, мол, она мешает вести разведку вблизи российских границ. И подобные трактовки и заявления становятся внешнеполитическим трендом.
27 апреля Пентагон обвинил Россию в том, что она бросает вызов США в Тихом и Атлантическом океанах, а также в Арктике, то есть в Северном Ледовитом океане.
США разместили в Европе 12 истребителей F-22 (самые современные самолеты в американском арсенале). ВВС США со своими коллегами по НАТО обсуждают возможности проведения большего количества совместных учений и другие варианты сдерживания российской авиации.
На этом фоне в своей недавней статье заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу призывает установить более низкий лимит для учений, и отмечает: "В последние месяцы мы также наблюдали новые постоянные развертывания повсюду вдоль западных границ России со странами-членами НАТО, от Баренцева до Балтийского моря и от Черного до Средиземного моря. В настоящий момент в Западном военном округе базируется около 300 тысяч российских военнослужащих, и в мае министр обороны России Сергей Шойгу объявил о развертывании еще трех дивизий, а это означает еще 30 тысяч военнослужащих. Развертывание этих сил сопровождается созданием новых авиабаз, взаимодействием с военно-морским флотом и оснащением ракетами малой дальности, способными нести ядерные заряды".
Для чего НАТО оказалась у границ России, и как должна реагировать на соседство с недружественным военным блоком любая суверенная страна?
Американское издательство и глобальная разведывательная компания Stratfor отмечает: "Для России перехват в опасной близости от цели — это средство сдерживания американских самолетов, прибегая к которому, она не вступает в открытые боевые действия". Между тем, Stratfor упускает суть: перехваты американских разведывательных самолетов происходят не над Мексиканским заливом, а в непосредственной близости от российских границ.
В подобных ситуациях реакция Минобороны РФ вполне предсказуема, и у Пентагона нет оснований изображать удивление и негодование.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции