В программе "От тебя зависит" на радио "Спутник в Крыму" эксперты и власти обсудили, откуда брать средства на реставрацию галереи и можно ли успеть восстановить ее к 200-летию художника, которое будут отмечать в следующем году.
Медлить нельзя
Как отметила директора галереи Татьяна Гайдук, медлить с реставрацией учреждения нельзя, так как от этого зависит его будущее.
"Несмотря на то, что за время его (дом, в котором находится галерея, – ред.) существования в его истории было очень много перипетий (его и бомбили, и расстреливали с моря), ему в значительной степени повезло. Он устоял перед всеми волнами. И так получается, что устояв перед войнами, бомбежками и обстрелами, здание оказалось бессильно под натиском времени", – посетовала Гайдук.
К поиску решения вопроса подключились активисты крымского штаба Общероссийского народного фронта. По словам эксперта регионального отделения ОНФ Светланы Самойленко, руководство галереи обратилось за помощью к общественности еще в марте.
"Что за это время сделано: отклик получили от властей города, тут же подключился УКС. На сегодняшний день выделено 32 млн на противоаварийные работы. Это включает в себя только небольшую часть ремонтных работ, которые требуется провести в галерее Айвазовского. Ключевой момент – основной зал, с которого началась галерея. Он действительно находится в аварийном состоянии. Эти противоаварийные работы включают в себя ремонт кровли. А дальше? Надо около 20 млн на проектно-сметные работы и около 250 млн на реставрацию", – рассказала Самойленко.
По ее словам, за свои средства галерея не сможет провести необходимый ремонт. Поэтому в ОНФ надеются, что с финансами поможет государство.
"Музей имеет мировое значение: с 1922 года он был государственным музеем. Это наше культурное воспитание. Поток (посетителей – ред.) всегда был очень большой. На сегодняшний день посетителей крайне мало и галерея может немного заработать на содержании. Мы рассчитываем, что с ремонтом нам поможет государство" – призналась эксперт.
Выход – негосударственные источники
Картинная галерея Феодосии издаст альбом "Русский мир Айвазовского" >>
За помощью в решении вопроса активисты ОНФ обратились к председателю Госкомитета по охране культурного наследия Сергею Ефимову. По его словам, в рамках ФЦП уже выделены средства на первоочередные противоаварийные ремонтно-реставрационные работы.
"Проект реализуется с недавнего времени достаточно динамично. Предусмотрена замена кровли, ремонт систем водоотведения, замена фонаря над выставочным залом и осуществление проекта реставрации всей картиной галереи. В рамках проекта будет получен ответ о том, сколько средств необходимо для выполнения этих работ", – пояснил Ефимов.
При этом он надеется, что после проведения противоаварийных работ останутся средства, которые можно будет потратить на реставрацию.
"После завершения первоочередных противоаварийных работ мы не знаем еще, сколько останется средств на мероприятия, которые можно осуществить в этом году. Но в рамках тех проектных работ, которые можно будет осуществить из утвержденного объема финансирования, предполагается водоотведение со всей территории галереи, осуществление натурных, научных, лабораторных изысканий по выявлению первоначальных фасадов и интерьеров галереи Айвазовского. Предстоит разработать технологию реставрации и разработать проект реставрации фасадов и интерьеров", – отметил Ефимов.
Спешить или не спешить?
К юбилею Айвазовского в Феодосию привезут его полотна из других музеев >>
"Уже сделан проект и выделены средства на проведение противоаварийных работ, которые в этом году мы можем сделать. Туда нужно вложить большие средства, которые город и даже Республика Крым направить не в состоянии. Впоследствии комплексного обследования будут выделяться деньги на реконструкцию. Мы встречались с ОНФ, провели общественные слушания. Пока же все лежит в плоскости противоаварийных работ, экспертизы и потом выделении денег", – сказал Крысин.
Вместе с тем в настоящее время уже возникли проблемы на стадии подготовки противоаварийных работ: до 20 августа подрядчик не успеет получить разрешение на их проведение.
"Заказчиком является УКС Феодосии, согласно соглашению, подписанному с комитетом, подрядной организацией является ООО "АТТА-групп" (город Москва), с ней подписан муниципальный контракт на выполнение первоочередных противоаварийных работ. Туда входит проект, который согласовывается с комитетом, после чего проект проходит экспертизу, подрядная организация должна получить разрешение на производство работ, после чего приступить к ним. Окончательные сроки – 20 августа. Но в эти сроки мы не попадаем. В данный момент проект заходит на экспертизу, а с экспертизой у нас есть разногласия", – констатировал руководитель управления капстроительства Феодосии Константин Подпалый.
В то же время, отметил он, выделенных средств хватит только на консервацию объекта, что позволит сохранить его от дальнейшего разрушения. "Будет частично сделана кровля, чтобы не было протечки, будет прочищена ливневая канализация, поскольку она забита и происходит подтопление фундамента здания и будет выполнена консервация фонаря", – пояснил Подпалый.
Архитектор субподрядчика – компании "Кирамет" Павел Новиков отметил, что точную стоимость работ можно будет определить только после проведения проектных работ.
"Мы ознакомились с объектом, если по основному зданию в результате противоаварийных работ у нас уже будет готова кровля, то по зданию выставочного зала предполагаются только консервационные работы. Мы только спасаем здание. Оно не станет лучше выглядеть и не станет доступным для посещения, мы даем необходимый минимум, чтобы оно не рухнуло. Для того, чтобы провести полную реставрацию, требуются сначала провести проектные работы. По предварительным работам, которые мы провели, стало очевидно, что требуется куда больший комплекс работ. Определиться с точной стоимостью реставрации и реконструкции можно будет по результатам проведенных проектных работ. Будут ясны очереди реставрации. Не обязательно в один год получить все 250-300 млн и осваивать их. Это длительный процесс. В первую очередь нужно получить средства на проведение проектных работ, тогда можно будет с уверенностью двигаться дальше", – пояснил архитектор.
Помощь извне
Помощь учреждению оказывает и Третьяковская галерея. Сейчас ее специалисты реставрируют часть картин из феодосийской галереи. "Третьяковская галерея в помощь феодосийскому музею взяла сейчас на реставрацию большую группу графических работ Айвазовского и наши реставраторы приведут их в порядок. Мы пощадили экспозицию, понимая, что для музея очень важно работать в прежнем режиме, сохраняя центральные произведения Айвазовского в своей экспозиции", — сказала заместитель директора по науке Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
Музеи, усадьбы и "Добрый гений" Феодосии >>
В свою очередь армянская диаспора готова помочь с приведением в порядок могилы мариниста. "От армянской диаспоры России пришло письмо с просьбой дать смету по могиле Айвазовского и они готовы вложить деньги туда. Конечно, там другие деньги: восстановление могилы – 7 млн рублей", – рассказала Самойленко.
"Я как представитель ОНФ однозначно буду внимательно следить за тем, что происходит… Есть противоаварийные работы и параллельно нам надо найти 20 миллионов, чтобы начались проектно-сметные работы. Если мы находим эти деньги, то проектная организация начинает делать этот комплекс работ для того, чтобы в первый или второй этап вошел ремонт основанного зала. Может быть проектная организация сделает работы и с января начнется реставрация основного зала ", – предположила представитель ОНФ.
Остальные участники программы согласились с тем, что такой вариант возможен. Тем не менее завершить реставрацию галереи к 200-летию Айвазовского все же не удастся.
Программа "От тебя зависит" – это программа о том, что беспокоит жителей полуострова, о проблемах и способах их решения, о несправедливости и о том, как с ней бороться. Проект подготовлен радио "Спутник в Крыму" и РИА Крым при участии активистов ОНФ.
Пишите нам на электронный адрес news.crimea@rian.ru с пометкой "от тебя зависит", или оставляйте свое обращение на странице РИА Крым в соцсети Facebook с хештегом #оттебязависит.