- Владимир Андреевич, события, связанные с референдумом были настолько яркими, что все внимание сегодня приковано к ним, и мало кто анализирует предысторию.
Сказать, что мы выходили на улицы? Нет. Мы возмущались, что происходит постоянное унижение русского языка, игнорируются права нашей автономии. Мы пытались законным путем добиться расширения полномочий. Ничего не получалось, несмотря на то, что власть в стране в большинстве была представлена "Партией регионов", голоса за которую традиционно отдавали крымчане.
Конечно, были разочарование и апатия. Не скрою, они распространились и на меня, потому что мы не знали, что дальше делать, глядя на непоследовательность и постоянный обман со стороны Киева. Дело в том, что любая олигархическая партия, какой была и "Партия регионов", занимается решением экономических вопросов узкой группы людей, а избиратели нужны только от выборов к выборам.
Вторая годовщина Евромайдана. Сюжет РИА Новости (Крым) >>
- Наступили события осени-зимы 2013 и 2014 года.
Я тогда еще раз говорил своим коллегам по партии, что страна идет к развалу, но у них были какие-то равнодушные настроения.
- Что тогда происходило в Крыму, какова была позиция местной власти, политических сил?
— Парламент Крыма того периода вел себя последовательно. Мы понимали всю опасность происходящего и грядущую катастрофу, говорили об этом, но к нам в Киеве уже не прислушивались. Мы понимали, что еще не все потеряно, пока есть Гарант. Мы много раз говорили, предупреждали, выступали. Слышать никто не хотел. Мы призывали и Януковича, который, как ни странно, был человеком, за которого нужно было бороться до конца – иначе страны не будет. Крымчане боролись за него. За него погибли, защищая институт президентства. Это нужно понять – наши бойцы боролись за Украину, которой мы не желали ничего плохого, не желаем и сейчас.
А у нас не стало страны! И это нужно подчеркивать. Была территория, но не государство. Появились какие-то квазиструктуры. Что мы могли им предложить? Хотите реформ? Хорошо! Давайте проведем досрочные выборы, посадим тех, кто сверг власть. Такая процедура есть. Давайте пойдем по Конституции! Но они бы на это не пошли, потому что их было меньшинство, они бы не победили законным путем.
Что делает Киев? Они вывешивают везде на официальных источниках свои программы, в которых содержится пункт о ликвидации автономии. Квазипрезидент подписал бы – и автономии нет!
- Были ли еще варианты выхода из ситуации?
- Были ли сомнения? Как бы все сложилось, если бы итоги референдума были другими?
- Получали ли вы информацию из Киева, были ли у них план по Крыму?
— Вы видели, как 500 боевиков приехали в Черкасы, штурмовали облисполком и установили там свою власть. Потом они поехали в Полтаву. Также 500 человек должны были поездом приехать в Крым, блокировать администрации.
Им никакой диалог с Крымом был не нужен. Они сейчас умничают друг перед другом в социальных сетях. Но тогда действовал четкий американский план, который не подразумевал никаких диалогов.
- И тогда решили вынести на референдум вопрос о воссоединении Крыма к России?
Поэтому сами крымчане в период "Крымской весны" продиктовали власти повестку референдума. Сами люди нам говорили, что надо ставить вопрос ребром: или с Россией, или с Украиной. Поэтому и формулировка была изменена и сроки проведения референдума мы приблизили.
Говорят, что существовал некий план Москвы, но его не было. Поскольку политика Российской Федерации не строится на интервенции своей идеологии.
- Чем для Вас запомнился день 16 марта 2014 года?
— Мы не спали тогда, шла напряженная работа. Жили в прострации, перепутались день и ночь. Но мы уже понимали, что у нас все получилось, поскольку видели поддержку и подъем людей. Это был настоящий праздник, и этого я не забуду никогда. Я не видел таких счастливых и радостных лиц у крымчан, как в тот день.
- Спустя два года, по данным социологов, несмотря на все сложности, блокады, крымчане проголосовали бы на референдуме так же. В чем секрет?
Понесли ли мы какие-то потери от энергетической блокады? Да, безусловно, они есть. Но поезжайте по крымским регионам, пообщайтесь с людьми. Они все понимают, отчего возникла такая ситуация. Важную помощь оказывают федеральные органы власти. Все работы по энергомосту идут четко по графику. Поэтому Крым сейчас живет оптимизмом и ожиданием экономического развития.
Крымский энергомост. Сюжет РИА Новости (Крым) >>
- Но киевские власти не оставляют крымский вопрос и, вполне возможно, готовят новые козни?
Фильм о Майдане "Маски революции" выложили в интернет на русском языке >>
Порошенко: Украина никогда не признает жителей Крыма гражданами России >>