СИМФЕРОПОЛЬ, 27 ноя – РИА Новости (Крым). Энергоблокада Крыма продолжается шестые сутки. Организаторы блэкаута из числа экс-лидеров незарегистрированного крымско-татарского меджлиса и запрещенного в России "Правого сектора" продолжают стоять на своем, не допуская ремонтные бригады к трем из четырех взорванных опор ЛЭП, ведущих на полуостров. В обмен на допуск ремонтников к электроопорам инициаторы и вдохновители этой акции требуют от Москвы, в том числе, освобождения так называемых "политических заключенных" в Крыму и на материковой России. Среди таковых, по мнению Джемилева, Чубарова и компании, – Надежда Савченко, Олег Сенцов, Александр Кольченко, Александр Костенко, Ахтем Чийгоз. Все они на сегодняшний день либо арестованы, либо уже осуждены и отбывают наказание в российских тюрьмах за совершение различных преступлений – от участия в массовых беспорядках до подготовки терактов.
Свет в обмен на свободу: кого требуют освободить инициаторы блэкаута Крыма
Как ни странно, до сих пор организаторы блэкаута Джемилев, Чубаров и Ислямов не представили широкой общественности полный список так называемых "узников совести", которых, по мнению Джемилева и его сподвижников, российские власти должны выпустить на свободу. Периодически в СМИ из уст "блокадников" звучат лишь отдельные фамилии: Савченко, Сенцов, Чийгоз, Костенко. Кого еще по ту сторону границы причисляют к "политзаключенным", так и не ясно. Впрочем, уже названных экс-лидерами меджлисам имен достаточно, чтобы понять: их требования вряд ли будут выполнены. Некоторые из этих людей осуждены или подозреваются в совершении серьезных преступлений. Список их "подвигов" достаточно широк. Так кого же Джемилев, Чубаров и Ислямов считают своими соратниками и "политическими заключенными", которых хотят освободить путем угрозы жизни и здоровью множества крымчан?
"Дело Сенцова": Олег Сенцов, Александр Кольченко, Геннадий Афанасьев, Алексей Чирний
24 ноября Верховный суд РФ оставил без изменений приговор Олегу Сенцову и Александру Кольченко, осужденным на 20 и 10 лет тюрьмы соответственно за подготовку теракта, а также создание террористической организации и участие в ней. Это решение суда было принято спустя несколько дней после начала блэкаута. А значит, ни о каком освобождении осужденных по этому делу в обмен на прекращение энергоблокады не может быть и речи. Уж слишком серьезное преступление готовились совершить эти люди. По версии обвинения, Сенцов, Кольченко, Афанасьев и Чирний готовились взорвать памятник В.И.Ленину на центральной площади Симферополя и мемориал "Вечный огонь" в Гагаринском парке крымской столицы. Также следствие доказало причастность этой четверки к поджогам офисов "Русской общины Крыма" и крымского отделения "Единой России" в апреле 2014 года.
Первого из этой классической террористической "четверки" (Алексея Чирния) сотрудники ФСБ задержали с поличным, когда он доставал взрывчатку из тайника. Вскоре сотрудники ФСБ вышли на всех фигурантов группы. Обыски в жилищах подозреваемых полностью подтвердили их причастность к организации терактов. По показаниям участников группы, организатором терактов являлся Олег Сенцов – уроженец Симферополя, кинорежиссер по профессии, на счету которого несколько короткометражных и один полнометражный малобюджетный и малоизвестный фильм. Во время госпереворота на Украине Сенцов являлся активистом так называемого "Автомайдана". Представители этого движения "прославились" тем, что ночами ездили по киевским хостелам и общежитиям, похищали, избивали и свозили в "штаб" в Доме профсоюзов Украины противников "евромайдана". По многочисленным фактам такого рода Генпрокуратура "домайданной" Украины возбудила уголовное дело. После смены власти на Украине Сенцов вернулся в Симферополь, где, по версии правоохранителей, организовал своего рода крымский "филиал" экстремистского "Правого сектора".
В ходе судебного процесса за Сенцова заступались некоторые видные европейские режиссеры: Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Педро Альмодовар, а также некоторые российские кинематографисты. Впрочем, Сенцова это не спасло, как и его сподвижников. Анархист Кольченко получил 10 лет, Афанасьев и Чирний – по семь лет колонии строгого режима.
"Дело 26 февраля": Ахтем Чийгоз, Али Асанов, Мустафа Дегерменджи
Именно на освобождении экс-лидера бахчисарайского регионального меджлиса Ахтема Чийгоза как "знаковой фигуры" в первую очередь настаивает Джемилев. На сегодняшний день Чийгоз продолжает находиться под арестом по подозрению в организации и участии в массовых столкновениях, произошедших 26 февраля прошлого года в центре Симферополя. Тогда под зданием крымского парламента погибли двое крымчан – Валентина Корнева и Игорь Постный. 29 ноября исполнится 10 месяцев с тех пор, как Чийгоз находится под стражей. Согласно УК РФ, ему грозит 10 лет тюрьмы.
Впрочем, гораздо раньше Чийгоз мог попасть за решетку на более длительный срок. В сентябре 2004 года он стал виновником ДТП, в котором погибла 24-летняя Светлана Бондаренко. Через неделю после этого от инсульта скончалась бабушка Светланы. На момент гибели молодая женщина находилась на шестом месяце беременности. Решение по делу Бахчисарайский районный суд принял только спустя семь лет. Чийгоз отделался всего лишь материальной компенсацией семье Светланы Бондаренко в размере 80 тысяч гривен.
Кроме того, несколько раз Чийгоз становился фигурантом скандалов вокруг территории Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае. По словам местных жителей, местный меджлис неоднократно пытался расширить свое "бизнес-пространство" за счет прилегающих к монастырю территорий и развернуть там собственные торговые точки.
Помимо Чийгоза по так называемому "делу 26 февраля" под арестом находятся Али Асанов и Мустафа Дегерменджи. По версии следствия, в ходе массовых беспорядков под Верховным советом АРК эти люди нанесли множественные травмы сотрудникам МВД Республики, крымской самообороны и представителям партии "Русское единство". Кроме того, в ходе столкновений они прорвались в здание парламента, повредив и уничтожив государственное имущество более чем на полмиллиона рублей.
Дело о пытках "беркутовцев": Александр Костенко
Кроме того, ближайшие соратники Костенко отмечают его неоценимый вклад в создание батальона "Крым". Изначальной целью этого добровольческого военного формирования являлась вооруженная борьба за "освобождение" полуострова от российских войск и его возвращение в состав Украины. Для создания батальона Костенко даже основал благотворительный фонд, фактически снабжая боевиков оружием и амуницией для подготовки военного похода на несогласных с новой майданной властью.
Крымчане в заложниках у террористов
При этом действия самих инициаторов и исполнителей подрыва опор ЛЭП в Херсонской области являются террористическим актом, убежден политолог, заместитель председателя Общественной палаты Крыма Александр Форманчук.
"Человек, взрывающий электроопоры, и человек, сбивающий российский самолет, – террорист. Это однозначно. Различий здесь нет и не будет. Для нас энергоблокада – это террористическая атака руководства меджлиса, сделанная руками "Правого сектора". У нас в этом сомнений нет. Еще месяц назад Ленур Ислямов на канале АТР заявил, что они эту блокаду обязательно сделают. Ислямова я считаю главным исполнителем этой блокады при поощрении Джемилева и Чубарова и по согласованию с руководством Украины", – сказал эксперт в комментарии РИА Новости (Крым).
Террористическим актом энергоблокаду полуострова назвали председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, глава Республики Крым Сергей Аксенов и спикер крымского парламента Владимир Константинов. С руководителями Крыма солидарен председатель Народного совета Донецкой народной республики Денис Пушилин.
Согласно комментариям к статье 205 ("Террористический акт") Уголовного кодекса РФ, терроризм предполагает "наличие специальной цели устрашения населения и давления на органы власти путем применения крайних мер насилия либо угрозы применения таких мер для достижения нужных преступникам результатов".
К террористическим действиям, помимо взрывов и поджогов, УК РФ относит разрушение системы энергоснабжения и жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий, а также устройство аварий, заражение местности радиоактивными или отравляющими веществами и т.д.
При этом к последствиям террористических актов уголовное законодательство подразумевает причинение вреда здоровью людей, длительное нарушение работы предприятий, общественного транспорта и связи, дезорганизацию работы органов власти и управления и т.д.
В ситуации с подрывом электроопор и прекращения электроснабжения полуострова налицо попытка оказать давление на органы власти России и Крыма для достижения цели – освобождения так называемых "политзаключенных". В результате действий организаторов блэкаута была нарушена система энергоснабжения населенных пунктов Крыма. Энергоблокада привела к приостановке работы многих крымских предприятий и общественного транспорта (троллейбусы), сбоям в работе мобильной связи. Под угрозой оказались жизнь и здоровье многих крымчан. Из-за сбоев со связью значительно осложняется вызов медицинских или пожарных бригад в экстренных ситуациях. С одновременно погасшими светофорами резко возросла опасность серьезных ДТП. Кроме того, одновременно со светом многие жители Крыма лишились и тепла, а в некоторых регионах – и возможности своевременно покупать продукты в магазинах. В опасности оказались и тысячи пациентов крымских больниц, жизнь многих из которых напрямую зависит от работающих на электричестве медицинских аппаратов, а также для остальных почти двух миллионов жителей полуострова. Инициаторы блэкаута не могли этого не осознавать.