В начале сентября в национальном заповеднике "Херсонес Таврический" прошел VI фестиваль "Терпсихора в Тавриде" – совместный проект заповедника и московского Центра музыкально-пластического развития "Гептахор". Участники научились исполнять древнегреческие танцы, посетили мастер-классы по гармонической гимнастике, прослушали лекции об античной культуре, а в конце фестиваля увидели новую постановку студии "Гептахор".
На фестиваль в Крым приезжают гости из разных стран. Херсонес примет однажды международную "Терпсихору"?
— Мы проводили международный фестиваль в Москве. Были представители из 15 стран. Причем многие были уверены, что свободный танец открыли именно они! Зарубежные коллективы, которые почувствуют, что они смогут прозвучать в Херсонесе, найти здесь свое лицо, безусловно, получат приглашение.
На какие темы были лекции на фестивале?
— Я, к примеру, обращалась к идеям Лосева, Волошина. Волошин – человек, которому многое открылось, который правильно, не пошло понял свободный танец. И кстати, как чуткий человек, он почувствовал его связь с природой Крыма!
Ваш фестиваль некоммерческий, тем не менее, он привлек 70 участников в Херсонес. В чем секрет?
— Наверное, в духе фестиваля. Дух какого-то внутреннего освобождения, которое дает танец. Кроме того, этот фестиваль и постановки связаны с пространством античных руин. Люди приехали прикоснуться к Античности, к ее культуре. У нас было много интерактивных мероприятий, которые оживляли это пространство, приводили его в действие.
Обживание музейного пространства – очень современная идея, но есть две трудности: как вписаться в такое пространство и как оставаться в нем корректным. Как вы с ними справлялись?
— Мы в нашей работе получаем импульс от пространства. Наши движения, жесты учитывают его, взаимодействуют с ним. Кроме того, спектакли для фестиваля в Херсонесе мы делаем специально, учитывая где они будут показаны. Они не существуют сами по себе.
Я шестой раз в Херсонесе, и каждый раз он поворачивается какой-то иной гранью. С одной стороны, мы узнаем об археологических открытиях, ходим на экскурсии, с другой – по-новому работаем с этим пространством. И в результате возникает совершенно новое ощущение.
В спектаклях, с которыми приезжает "Гептахор", оживает дух русского авангарда. В чем источник вашего вдохновения?
— Безусловно, искания "Гептахора" находятся в русле всего того, что искало искусство в XX веке. Но к одному авангарду их свести нельзя. Мы пытаемся обновить смыслы. Это другое понимание современного искусства. Суть искусства в том, что в нем могут сосуществовать, сталкиваться разные мировоззрения.
Вы представили спектакль "Принцип Аполлона" как актуальный. В чем же эта актуальность?
— Почему балет Стравинского, по которому он поставлен, был актуален в 20-е годы? Дягилев, который выступал как новатор, который взрывал устои искусства, пришел в своих "Русских сезонах" к сдержанному "Аполлону Мусагету". Вернулся к классике. Мы спрашиваем себя и зрителя: можем ли мы в XXI в. обратиться к классическим формам и содержаниям?
Древняя Греция – тема для профанаций, спекуляций. Как вы их избегаете на фестивале?
— У основателей группы "Гептахор" в начале ХХ века была какая-то особенная интуиция. Ее участники не просто знали Античность, а были совершенно по-особому в нее влюблены. Их прозрение, понимание, ощущение Античности – очень глубокое.
СПРАВКА: Аида Айламазян – автор более десяти музыкально-пластических постановок, представленных, кроме городов России, в Венгрии, Германии, Швейцарии. Преподает музыкальное движение и свободный танец с 1992 г. В 2005 г. – художественный директор фестиваля аутентичного музыкально-театрального искусства "Московское действо". В 2007 г. создала фестиваль музыкального движения и пластического танца "Терпсихора в Тавриде".