Рейтинг@Mail.ru
Годовщина инаугурации президента Порошенко: время несбывшихся надежд - РИА Новости Крым, 07.06.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Годовщина инаугурации президента Порошенко: время несбывшихся надежд

Читать в
ДзенTelegram
Петр Порошенко пришел к власти в результате внеочередных выборов, которые состоялись 25 мая 2014 года. Они были назначены после свержения президента Виктора Януковича участниками так называемого Евромайдана.

КИЕВ, 7 июн — РИА Новости (Крым). Год назад состоялась инаугурация президента Украины Петра Порошенко. Новый президент Украины выиграл выборы в один тур, за него отдали голоса почти 55% избирателей. Во время предвыборной кампании и в первые месяцы после прихода к власти Порошенко обещал быстро прекратить военный конфликт в Донбассе и вернуть этот регион под контроль Киева. Также новоизбранный президент обещал улучшить жизнь украинцев и добиться перспективы полноправного членства страны в Евросоюзе.

Несмотря на некоторые проволочки Киева с внедрением мирного плана, весной в решении конфликта в Донбассе наметилась позитивная динамика. Однако возобновление боевых действий 3 июня может поставить крест на всех мирных инициативах. Не очень утешительными оказались на данный момент достижения и в социально-экономическом секторе. Экономика Украины переживает рекордный спад, страна оказалась на грани дефолта, а простые украинцы вместо обещанного благополучия столкнулись со снижением уровня жизни.

Порошенко пришел к власти в результате внеочередных президентских выборов, которые состоялись 25 мая 2014 года. Выборы были назначены после свержения президента Виктора Януковича участниками так называемого евромайдана.

Избрание нового главы государства проходило в условиях острого политического кризиса в стране. К тому времени Крым, не воспринявший изгнание Януковича, по итогам референдума воссоединился с РФ, а в Донецкой и Луганской областях Киев начал спецоперацию против сторонников самостоятельности региона.

Порошенко удалось одержать победу уже в первом туре, что нарушало украинскую традицию последних лет, когда победитель президентской гонки определялся во втором туре. Традиционно украинский электорат делился на две части — одна половина поддерживала пророссийского кандидата, вторая — проевропейского.

Многие политологи указывали на тот факт, что убедительная победа Порошенко не в последнюю очередь была связана с тем, что значительная часть юго-востока Украины не имела возможности принять участие в выборах, поскольку там велись боевые действия.

Порошенко вступил в полномочия президента 7 июня после торжественной церемонии инаугурации. Праздник омрачил неприятный инцидент с падением от теплового удара солдата почетного караула возле здания Верховной рады Украины, куда следовал Порошенко на церемонию инаугурации. Многие тогда увидели в этом случае плохой знак, предвещающий войну на Украине.

Согласно последним соцопросам, рейтинг президента Украины за год стремительно упал. По данным проведенного весной опроса компании Research&Branding Group, рейтинг главы государства снизился со времени президентских выборов с почти 55% до 33%.

ПРЕДВЫБОРНЫЕ ОБЕЩАНИЯ

Порошенко до евромайдана был больше известен как бизнесмен, "шоколадный король" Украины, собственник кондитерской фабрики Roshen, а также собственник мощного украинского медийного ресурса Пятый канал. Перед своим президентством Порошенко был внефракционным народным депутатом и не имел серьезного политического веса в украинском парламенте.

Перед началом массовых акций протеста в Киеве осенью 2013 года главными претендентами на победу на очередных президентских выборах, которые должны были состояться в 2015 году, были оппозиционер Виталий Кличко и Арсений Яценюк.

Благодаря активной позиции в ходе событий на Майдане Порошенко удалось за короткое время взвинтить свои рейтинги и стать президентом.

Главным предвыборным лозунгом Порошенко на внеочередных президентских выборах был слоган "Жить по-новому". Кандидат обещал своим избирателям быстро закончить конфликт в Донбассе и восстановить территориальную целостность Украины, вернуть Крым, провести децентрализацию власти, повысить зарплаты и пенсии, преодолеть коррупцию, построить новую справедливую судебную систему.

Также звучали обещания получить уже в первый год правления безвизовый режим с ЕС, оперативно привести в действие соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, а в конце пятилетнего срока правления, в результате проведенных реформ, начать диалог о полноправном членстве Украины в Евросоюзе.

ДОЛГОИГРАЮЩИЙ КОНФЛИКТ

Вместо быстрого улаживания ситуации в Донбассе Украина получила долгоиграющий конфликт, сроки решения которого, несмотря на большие усилия мировых лидеров, пока остаются неопределенным. Быстро решить проблему у Порошенко не получилось.

Конфликт в Донбассе прошел несколько витков развития. Вначале новоизбранный президент, который также является верховным главнокомандующим украинской армии, пытался вернуть под свой контроль взбунтовавшийся Донбасс силой. Однако после того, как летом 2014 года наступление украинских войск захлебнулось, Порошенко согласился сесть за стол переговоров. В Минске Киев при участии ОБСЕ и РФ заключил договоренности по мирному урегулированию конфликта в Донбассе.

Согласно последним минским договоренностям от 12 февраля 2015 года, ЛНР и ДНР должны вернуться в состав Украины, но для этого Киеву сначала предписано предоставить широкие полномочия местным властям. Киев не спешит выполнять эту работу.

Созданная Киевом конституционная комиссия продолжает работу над разработкой изменений в Конституцию Украины по децентрализации. Процедура внесения изменения в основной закон на Украине достаточно сложная и требует много времени, Киев обещает, что примет эти изменения только осенью 2015 года, после чего смогут пройти выборы в местные органы власти.

Все было бы не так плохо, если бы 3 июня не произошло грубое нарушение Минских договоренностей, когда в районе Марьинки под Донецком возобновились полноценные боевые действия. Киев официально признал, что во время противостояния использовал артиллерию, которая по минским договоренностям была отведена от линии разграничения. Эти действия поставили под угрозу срыва весь мирный процесс в Донбассе.

В экспертной среде и украинском обществе бытует мнение, что Порошенко не спешит заканчивать конфликт в Донбассе, поскольку он выгоден ему для прикрытия отсутствия серьезных успехов в государственном строительстве.

ЖИТЬ ПО-НОВОМУ

Вопросы социально-экономического развития страны больше находятся в компетенции правительства Украины, однако президент как гарант Конституции, прав и свобод граждан также разделяет ответственность в этом вопросе. Кроме этого, в состав правительства входят министры по квоте партии Блока Петра Порошенко.

За год правления новой власти говорить о каких-то серьезных успехах в этой сфере не приходится. Украинская экономика продолжает переживать спад, страна находится на грани дефолта. Согласно последнему прогнозу Всемирного банка, падение ВВП Украины в 2015 году составит 7,5% против 6,8% падения в 2014 году. По оценкам международной финансовой организации, только в 2016 году есть вероятность возобновления роста на уровне 2% в случае прекращения конфликта на востоке Украины.

В этих условиях все действия Киева направлены на получение финпомощи от МВФ во избежание банкротства. Украинские власти ради новых кредитов согласились на жесткие требования МВФ по экономии бюджетных средства за счет интересов простых граждан. В то же время глубинные реформы, способные улучшить жизнь украинцев, проводятся неспешно.

Правительство заморозило в 2015 году рост минимальных зарплат и пенсий, проводит политику сокращения работников государственного сектора (в текущем году планируется сократить 20% госслужащих, что составляет около 50 тысяч человек). Также власть решила резко повысить тарифы на ЖКХ: до конца 2015 года тарифы на газ планируют поднять в четыре раза — на 280%, а на тепло в полтора раза — на 66%. По подсчетам экспертов, украинцы после подорожания будут тратить на оплату ЖКХ более половины зарплаты.

Украинцам в целом приходится учиться жить в новых реалиях, всего за год уровень их жизни значительно снизился в результате роста безработицы, девальвации гривны почти в три раза, вызвавшего резкий скачек цен даже на товары первой необходимости. Большинству граждан приходится экономить на элементарном – урезать свой рацион питания, отказываться от летнего отдыха на море, пересаживаться на общественный транспорт.

ЕДИНСТВЕННОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ

Едва ли не единственным реализованным обещанием Порошенко можно считать развитие украинской армии для военного противостояния с ДНР и ЛНР. Порошенко поставил цель значительно увеличить численность Вооруженных сил и расходы на оборону к 2020 году до 5% с 1%.

В 2014 году Киев увеличил численность армии со 130 тысяч до 232 тысяч человек. Так как Украина раньше отказалась от срочной службы, увеличение численности армии в срочном порядке проводилось за счет трех волн частичной мобилизации. В 2015 запланированы еще три волны мобилизации, а общую численность армии планируют довести до 250 тысяч человек.

При этом расходы на армию выросли с 27,3 миллиарда гривен (1,3 миллиарда долларов) или 1,79% ВВП в 2014 году до 44,6 миллиардов гривен (2,1 миллиарда долларов) или 2,6 ВВП в 2015 году.

Это еще не окончательная цифра, на минувшей неделе Минобороны обратилось в кабмин с просьбой выделить дополнительно 7,7 миллиарда долларов (около 370 миллионов долларов).

Однако эти успехи в реализации предвыборных обещаний, требующие больших бюджетных затрат, на фоне массового обнищания населения выглядят неоднозначно.

Фактически же на Украине происходит милитаризация общества, нерешенность конфликта в Донбассе вытягивает огромные средства из бюджета, которые могли бы пойти на развитие страны.

ЕС ОСТЫЛ К УКРАИНЕ

Политический кризис на Украине начался осенью 2013 года из-за приостановки правительством Януковича курса на евроинтеграцию. Поэтому, когда на Украине к власти пришла оппозиция, ЕС всячески принялся поддерживать новое правительство, которое сразу возобновило европейский вектор внешней политики.

Европа оказывала Украине как политическую поддержку в вопросе решения конфликта на юго-востоке, так и помогала решить экономические проблемы, выделяя Киеву большие финансовые ресурсы.

Порошенко, как и обещал в сентябре 2014 года, подписал ратифицированное Европарламентом и украинской Радой соглашение об ассоциации с ЕС. Хотя основная его часть о зоне свободной торговли была отсрочена до 2016 года из-за обеспокоенности РФ возможным наплывом нелегальных товаров из ЕС через Украину. На этом успехи в евроинтеграции Киева закончились.

Сейчас, спустя год, в отношениях Запада и Киева наблюдается некоторое похолодание. Евросоюз и США выдавали много авансов на проведение Киевом реформ, а сейчас недовольны, что преобразования идут не так быстро, как бы им хотелось. Кроме этого, по предположению СМИ, Запад не доволен проволочками Киева в реализации минских соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе.

То, что Евросоюз дал обратный ход, очень хорошо продемонстрировал майский саммит восточного партнерства ЕС в Риге. Киев рассчитывал на саммите получить безвизовый режим с ЕС, однако эти планы провалились. Евросоюз указал на невыполнение Киевом целого ряда требований плана по либерализации безвизового режима.

В частности, это касается необходимости введения Украиной международных стандартов в паспортном контроле и борьбы с преступностью. Европа опасается наплыва криминальных элементов из страны, где тлеет военный конфликт.

Теперь украинская власть рассчитывает провести работу над ошибками и получить безвизовый режим с ЕС с 2016 года. Несмотря на настояние киевских властей закрепить конкретные сроки возможного получения безвизового режима, в декларации Рижского саммита это отображено не было.

Еще более пессимистичная ситуация с обещанием Порошенко добиться в недалеком будущем полноправного членства в ЕС. Киев рассчитывал в Риге получить от ЕС официального признания за ним перспективы членства. Однако европейские чиновники однозначно дали понять, что на данный момент не готовы даже на этот маленький шаг.

Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что перспективы членства в ЕС для Украины, как и других бывших республик СССР (Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия и Белоруссия), которые сотрудничают с ЕС в рамках программы восточного партнерства, пока нет.

"Мы должны сделать все для того, чтобы европейская перспектива существовала для каждой из этих стран. Пока что мы не готовы, они не готовы. Но процесс продолжается", — сказал Юнкер.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала