Как COVID-19 проникает в мозг и к чему это приводит: выводы ученых

Человеческий мозг

СИМФЕРОПОЛЬ, 2 дек – РИА Новости Крым. У некоторых пациентов, зараженных коронавирусом, заболевание сопровождается инсультом или другими серьезными заболеваниями, причина которых – проникновение вируса в головной мозг. Немецкие ученые установили, что COVID-19 проникает в мозг через нервные клетки в обонятельной слизистой оболочке. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на статью в журнале Nature Neuroscience.

Новорожденный
Названы наиболее частые симптомы COVID-19 у детей
Сообщается, что биологи из университетской клиники "Шарите" в Берлине вместе со специалистами в области невропатологии, патологии, судебной медицины, вирусологии и клинической медицины изучили образцы тканей 33 пациентов, умерших от коронавируса.

В частности, они исследовали образцы, взятые из четырех различных областей мозга умерших пациентов. В итоге ученые нашли доказательства присутствия вируса в нейроанатомических структурах, соединяющих глаза, рот и нос со стволом мозга.

С помощью электронного микроскопа исследователи впервые получили изображение коронавируса, проникающего внутрь обонятельной слизистой оболочки.

"Эти данные подтверждают гипотезу о том, что SARS-CoV-2 использует обонятельную слизистую оболочку в качестве входа в мозг", – отметил руководитель исследования, профессор Фрэнк Хеппнер.

На этот путь проникновения, по мнению ученых, указывает и анатомическая близость клеток слизистой оболочки, кровеносных сосудов и нервных клеток в этой области.

Термометр
Как распознать пневмонию и не усугубить состояние приемом антибиотиков
По словам специалистов, вирус, попадая внутрь обонятельной слизистой оболочки, использует нейроанатомические связи, такие как обонятельный нерв. Вирус перемещается от одной нервной клетке к другой, чтобы достичь мозга, указывают исследователи.

Однако еще предстоит до конца выяснить, каким образом вирус распространяется от нервных клеток.

"На наш взгляд, присутствие SARS-CoV-2 в нервных клетках обонятельной слизистой оболочки хорошо объясняет неврологические симптомы, обнаруживаемые у пациентов с COVID-19, такие как потеря обоняния или вкуса. Мы также обнаружили SARS-CoV-2 в областях мозга, которые контролируют жизненно важные функции, такие как дыхание. Нельзя исключать, что у пациентов с тяжелой формой COVID-19 присутствие вируса в этих областях мозга усугубляет проблемы с дыханием, вызванные инфекцией легких. Подобные проблемы могут возникнуть и в отношении сердечно-сосудистой функции", – отметил Хеппнер.