СИМФЕРОПОЛЬ, 1 фев.- РИА Новости Крым, Сергей Мельник. На январские учения поисковой организации "Лиза Алерт" приехало около 80 человек - часть из Краснодарского края, а на большие "маневры" в феврале и апреле ожидают более 300 участников. Для организаторов учений основная задача - подготовить как можно больше людей, которые выполнят главное правило поиска "не навреди себе" и не потеряются сами.
Найден-живой!
Сегодня мы - рыжие. Мы идем на север. Десять человек растянулись в шеренгу. Дистанция - метров десять, главное - видеть ноги соседа. Из-за высокой, до колена, травы можно пропустить улику, да и саму цель поиска. Степной пустельгой, неподвижной точкой в выцветшем небе, висит беспилотник-дрон. Это с него сбросили наводку на квадрат поиска. Хотя самообучающаяся нейросеть и утверждает, что здесь нет людей, но лучше доверять своим глазам, c электронного идиота спроса нет. Мы ищем ребенка, мальчика, немого инвалида, легко одетого. Времени мало: январское солнце – не греет, ледяной ветер мгновенно вынимает остатки тепла даже из горной экипировки, а раздетому человеку и вовсе долго не протянуть.
Бессвязное шуршание в рации внезапно обретает смысл четкой команды. Стоп! Вижу объект. В заросшей колее видно тщедушное крошечное тельце. Мальчик, без одежды. Проверяем пульс и дыхание. Они есть, но ребенок без сознания. Укрываем. Сквозь помехи от безвестных, но бесчисленных раций монстров-грузовиков с близлежащего карьера пробилось: "Заря" в канале, эвакуируем". Дальше – проще, благо база с эвакопунктом недалеко, мчимся бегом через поле. А в каналах укв-связи, в штабную сеть и дальше на весь мир несется то, что звучит для рыжих как музыка на любом краю планеты: "Найден – живой!"
Это не кусок сценария киберпанковского боевика. Это полевые учения поискового отряда "Лиза Алерт". Январь. Крым. "Рыжие" - так зовут себя поисковики за ярко-оранжевый цвет одежды, а позывной "Лиса" с номером есть у каждой, самой маленькой пешей группы. Роль потерявшегося ребенка в этот раз доверили пластиковому манекену, но в остальном все по-взрослому; за девять лет существования "Лиза" превратилась из группы энтузиастов-любителей в мощнейшую организацию. За это время поисковый отряд "Лиза Алерт" стал наиболее пригодным и эффективным инструментом поиска пропавших людей в мире.
Всегда кричи - "волки!"
В Крыму отряд появился три года назад, но наибольшую активность и известность получил осенью 2019 года в связи с особо резонансными поисками. Громкое дело погибшей пятилетней Даши Пилипенко из Раздольненского района дало движению мощный приток добровольцев.
Успех и развитие поискового отряда - в его абсолютной открытости, изначально человеческому отношению к делу и к людям. При всей жесткости поисковых протоколов, здесь подберут роль абсолютно каждому. Не нужно быть брутальным выживальщиком в камуфляже (кстати, камуфляж запрещено носить на поисковых работах), совсем необязательно служить в спецназе. Достаточно быть человеком, а уж работы хватит всем.
Искать можно даже дома, лежа на диване. И надо сказать, работа инфорга – человека отвечающего на звонки, сообщения в мессенджеры в любое время суток - считается одной из самых почетных и тяжелых. Инфорг (даже звучит, как инопланетный зверь) – это самый настоящий спрут с пятью телефонами и тремя клавиатурами. Дополнительная пара рук растет у него из живота. У инфоргов атрофировано восприятие поговорки "не кричи – волки". Любой звонок должен быть проверен, любое сообщение и ориентировка имеют право на жизнь. Люди хотят помочь, им кажется, ну вот, я видел ребенка, мне кажется, нельзя молчать. Сотни, тысячи звонков, среди них – единицы, редко десятки, помогших поиску. Именно инфорги становятся мозговым центром и расставляют поисковые приоритеты.
Можно на улицах опрашивать прохожих, распечатывать и клеить объявления, отсматривать снимки с беспилотников и вертолетов… Последнее занятие – для тех, кого вязание и бисероплетение успокаивают, а не раздражают. Тысячи снимков, с виду одинаковых, как принт на дешевых обоях, но вот эта черточка, пятнышко в углу фото, крошечная чужеродная рельефу деталь может оказаться человеком, снятым на камеру с двухсотметровой высоты, и этому человеку нужна помощь.
Никаких специальных знаний и умений. От тебя нужно только то, с чем ты пришел в этот мир - глаза, ноги, руки, слух. Компасом научат пользоваться даже девочку с филфака. Пятнадцать минут на компас. Еще полчаса на рацию. Твой позывной всегда "Лиса" номер такой-то, база всегда "Заря". Одна кнопка. Пошли, пошли, остальное доучите в поле. Правила просты: осматривай свой сектор, оглядывайся назад почаще, будь внимателен к мелочам. Бог в мелочах, цена мелочи – чья-то жизнь.
Вот бутылка из-под пива. Пил ли объект поиска или это оставили в кустах любители пустых бутылок? Вот розовая ленточка - но мы ищем мальчика. А вот и шапка, она за деревом, не оглянешься, не найдешь. Впрочем, наш был в серой шапке, а эта чёрная... ой... если вывернуть, (догадаешься ли?), то серая.
Идет работа на отклик. Кричать, звать и слушать. Артем в Липецкой области успешно прятался в складках местности от пеших волонтеров и наблюдателей с вертолетов. Ребенку могли четко внушить родители - на незнакомых не откликаться. Коля, Коля! Старый дед Николай Иванович не станет откликаться на какого-то "Колю", главный инженер, гордость пуще смерти лютой. Молчат пропавшие, в ответ тишина, да он ослаб уже за два дня орать, а у другого свисток только, чтоб собаку подзывать, третий - стучит палкой по дереву, так откликается. Понять, научиться понимать и слышать каждый сигнал. Нет звука, тогда дальше глазами: трава по пояс, или бурелом, непролазные кусты, пройдешь в двух шагах и не увидишь лежащего неподвижно. Но увидеть, найти - надо.
Ангелы над ветром
Детективы, шпионские боевики, книги и фильмы, кто в них твой любимый персонаж? Только здесь все по-настоящему, цена - жизнь. Можешь стать героем прямо сегодня. Здесь не ждут команды и благоволения от официальных властей, не ждут мифических "трех дней, чтобы начать поиски". Лучше начать искать сразу, чем опоздать на полчаса и найти "муравейник" – так, чтобы не пугать родственников пропавших и не возбуждать журналистов и непричастных, обозначают ситуацию, когда к найденному уже можно не спешить.
"Чужих детей не бывает". Наверное, благодаря этому девизу отряд "Лиза Алерт" смог привлечь столько добровольцев. За время существования опробованы десятки новых поисковых технологий. Даже нейронная сеть для квадрокоптеров, за разработку которой маститые программисты просили суммы со многими нулями, в конце концов была сделана группой волонтеров. И работает. И спасает жизни.
Отряд инфоргов - координация. Отряд связи – радиостанции, поддержка каналов развертывание больших полевых антенн, отряд беспилотников - уже 26 человек найдены благодаря маленьким полуроботам. Джиперы (позывной "Ветер"), вертолеты (позывной "Ангел"), кинологи с собаками и даже конные отряды (конечно же, "Пегас"). Отряд спецназначения - те, кто не сложит голову, прочесывая заброшенный недострой, затопленные коллекторы и могильники. Да, часто это действительно спецназ на пенсии. Группа отсмотра аэроснимков, и самая многочисленная - группа непосредственного поиска на местности.
Все радиочастоты законны и зарегистрированы в Росчастотнадзоре, все полеты разрешены и воздушное пространство над зоной поисков - только для "рыжих". Все идеи по поиску принимаются - бери, собирай группу, проводи эксперимент, доказал эффективность - внедряем. Все очень дорого и все бесплатно. Бесконечное ядерное топливо поискового отряда – человечность.
Глава группы беспилотников приезжает прямо к командиру военной части, просит - обведи невидимую на карте секретную зону, чтобы мы над ней не летали. Ищем ребенка. Пять минут, вопрос решен. МЧС теперь звонит поисковикам сразу. И даже санкции не помеха - прекрасно работают подаренные "Лизе Алерт" автоматические станции мобильной связи от оператора, который в Крыму даже рекламу вешать боится. Вот это настоящая "армия спасения", а не какие-то невнятные сектанты.
Здесь свой, но открытый мир. Только на январские учения приехало около 80 человек - часть из Краснодарского края, а на большие "маневры" в феврале и апреле ожидают более 300 участников. Для организаторов учений основная задача - подготовить как можно больше людей, которые выполнят главное правило поиска "не навреди себе" и не потеряются сами. Все просто: "квадратно-гнездовой" способ обучения. Вот старший, вот позывной базы, - это всегда "Заря". Умеешь оказывать первую помощь – делай, не умеешь – руками ничего не трогай. Ответственность на тебе.
Здесь всему научат, никого не заставляя. Нужно только твое время - столько, сколько ты можешь дать, твое терпение, нужно просто отдать немного себя. Все остальное ты получишь в зависимости от роли: рацию, компас, GPS-навигатор и хорошего командира в придачу. Тогда рано или поздно и ты скажешь в общий канал: "Найден – живой!"
Лиза Фомкина пропала в Орехово-Зуево 13 сентября 2010 года. Четырёхлетняя девочка потерялась вместе с тётей в лесу, в течение пяти дней их практически никто не искал. Запоздалая реакция органов внутренних дел и МЧС привела к тому, что Лиза умерла от переохлаждения на девятый день со дня пропажи, нашли ее на десятый день.
Потрясённые этой трагической историей волонтёры – простые люди, откликнувшиеся на крик о помощи и самостоятельно организовавшие поиски, – решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось. Спустя 20 дней появился на свет поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт". Этот день стал днём рождения отряда добровольцев, названного в честь погибшей девочки.