СЕВАСТОПОЛЬ, 18 июл — РИА Новости Крым. Затопленные 100 лет назад на внешнем рейде Севастополя подводные лодки российского императорского флота "Гагара", "Нарвал", "Кашалот" и "Скат" поднимать на поверхность не нужно, уверен руководитель подводно-археологической экспедиции Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук Виктор Лебединский. Об этом он сказал РИА Новости Крым по итогам погружения к месту гибели линкора "Новороссийск".
"Мы обследовали эти подводные лодки в прошлом году с помощью управляемого необитаемого подводного аппарата. Лодки ушли в грунт примерно по середину корпуса, некоторые сильнее. Часть из них в хорошем состоянии визуально, но насколько сохранился металл корпуса, это может сказать только специальная экспертиза. К идее подъема этих лодок я отношусь с большой осторожностью. Они пролежали на грунте почти 100 лет. Это очень рискованно. Я бы не делал этого", — отметил он.
По словам Лебединского, максимум, что можно сделать с одной из хорошо сохранившихся подводных лодок, – переместить ее на меньшую глубину, "чтобы она была доступна для посещения подготовленных групп туристов — можно расположить вокруг нее комплекс визуализации подводного объекта".
В середине 20-х годов прошлого века легендарная Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) стала выполнять работы по подъему затопленных императорских субмарин. С глубины 31 метра была поднята подлодки "Орлан" и "АГ-21" (последнюю восстановили и ввели в строй). В начале 1930-х годов ЭПРОНовцы подняли с глубины 57 метров подлодки "Судак", "Лосось" и "Налим", в 1935 году – "Кит" и "Краб".
Ядерное хранилище: секреты подземного "дублера" Севастополя. Ч.8 >>