Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым
В самом центре Новороссийска у причала морского вокзала стоит последний сохранившийся русский артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов". Корабль был передислоцирован сюда в 2001 году из Севастополя, поскольку моряки-черноморцы опасались его потери: уникальная разработка советских кораблестроителей могла банально стать жертвой непростых украино-российских отношений. После возвращений Крыма в состав России севастопольские ветераны инициировали процесс возвращения "Михаила Кутузова" в Севастополь. Однако за 17 лет крейсер стал одним из главных символов Новороссийска.
Боец холодной войны
"Михаил Кутузов" – крейсер проекта 68-бис. Это была последняя серия чисто артиллерийских крейсеров СССР, на замену которым встали корабли с ракетным вооружением. Всего в строй было введено 14 таких судов, "Михаил Кутузов" – один из последних представителей серии.
Корабли проекта 68-бис относятся к классу легких крейсеров. Его предназначение – огневая поддержка при проведении десантных операций, сопровождение морских конвоев, действия в составе морских тактических групп, а также одиночные маневры.
"Михаил Кутузов" был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в Николаеве 22 февраля 1951 года, уже 29 ноября того же года 210-метровый корпус будущего крейсера спустили на воду. Флаг ВМФ на нем подняли 9 августа 1954 года, а 31 января 1955-го корабль был зачислен в состав боевых единиц Черноморского флота с местом базирования в Севастополе.
Основное вооружение крейсера – четыре трехствольные башни МК-5бис. Калибр каждого ствола — 152,4 мм с дальностью стрельбы чуть более 30 километров. Также корабль отличался мощным на тот момент артиллерийским вооружением. Экипаж состоял из 1130 человек, включая 70 офицеров и 90 мичманов.
Также "Михаил Кутузов" участвовал в Арабо-Израильской войне. В 1967 и 1973 годах он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Хоть прямого участие в конфликтах он не принимал, но сам факт присутствия крейсера в зоне боевых действий был мощным сдерживающим фактором. Военные историки уверены, что избежать налета израильской авиации на Александрию удалось благодаря "Михаилу Кутузову".
В свое время на крейсере побывали президент Индонезии Сукарно, президент Египта Гамаль Абдель Насер, последний шах Ирана Мохаммед Пехлеви и многие другие.
Крейсер планировалось порезать на металл, но усилиями его ветеранов этого удалось избежать. С 23 по 25 августа 2001 года при помощи буксиров "Михаил Кутузов" совершил переход в порт Новороссийск. Там он был поставлен на стоянку у причала морского вокзала, где и сегодня продолжает служить Отечеству в качестве музея.
Своя правда
"За 300 лет истории флота у нас сохранился только один артиллерийский крейсер отечественной постройки. Крейсер "Аврора" хоть и строился на адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге — не является продуктом российской инженерной мысли. Он родной брат британского крейсера "Талбот". Кроме того, "Аврора" — не корабль-музей, а музей Октябрьской революции, которая расположилась на площадях крейсера. Почему единственный русский артиллерийский крейсер должен стоять в Новороссийске, когда патриотический центр и место его службы в Севастополе?", — вопрошает руководитель "Морского собрания".
Старейшее судно ВМФ уходит в море: пять интересных фактов о "Коммуне" >>
Кроме того, по словам Стефановского, полководец Михаил Кутузов, чье имя носит корабль, не имеет никакого отношения к Новороссийску, однако он принимал активное участие в присоединении Крыма к Российской империи.
"Любой памятник обязательно должен быть привязан к дате, месту, имени. Новороссийск – это случайное место для "Михаила Кутузова", — уверен Стефановский.
Он добавил, что еще один довод в пользу возвращения крейсера в Севастополь – неудовлетворительное состояние корабля, который не ремонтировался более 30 лет. "Здесь "Михаилу Кутузову" будет оказан соответствующий уход", — уверен руководитель организации.
Корабль действительно находится не в лучшей форме. Его корпус поржавел, особенно это видно в корме. Деревянная палуба прогнила и оголилась в некоторых местах. А там, где стыкуются корпус и надстройки, зияют дыры.
Ответная реакция
В Севастополе восстановят легендарный парусник начала XIX века >>
"Да, крейсер сегодня не в лучшей форме. Но на октябрь 2019 года запланирован масштабный ремонт корабля на площадке Новороссийского судоремонтного завода… Реставрация будет состоять из двух этапов – доковый ремонт корпуса, а затем, в 2020 году, ремонт надстроек и палубы. Корабль снова будет красивым", — заверил он РИА Новости Крым.
"Транснефть" готова выделить на ремонт "Михаила Кутузова" 2 млрд рублей.
"Заявления о том, что крейсер не связан с Новороссийском, не отвечают действительности. Наш город всегда был для "Михаила Кутузова" домом. Корабль практически всегда, за исключением годов, когда он был на боевой службе или в ремонте, принимал участие в праздновании дня рождения и освобождения Новороссийска (празднуется в один день). В конце 50-х годов прошлого века город взял шефство над кораблем, многие наши призывники прошли службу на этом крейсере. Даже вечный огонь из Севастополя в Новороссийск доставил именно "Михаил Кутузов", — отметил Назаров.
Назаров отметил, что с 2001 года крейсер сроднился с городом. Надпись "Я люблю (сердечко вместо слова) Новороссийск" установлена как раз перед кораблем.
Ежегодно "Михаила Кутузова" посещает 70-80 тыс человек. Многие приезжают в Новороссийск, чтобы специально посмотреть на этот корабль.
Сами новороссийцы по-разному относятся к легендарному крейсеру. Кто-то считает, что это символ и украшение города, другие — что его надо убрать с морского вокзала, чтобы там могли причаливать лайнеры. Примерно такая же ситуация в Севастополе. Некоторые его жители хотят возвращения корабля в город, другие же не понимают, зачем им эта "ржавая рухлядь".