СИМФЕРОПОЛЬ, 9 июн – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Финансовый кризис, вызванный пандемией, существенно отразился на авторынке Крыма: по оценкам аналитиков, в мае 2020 года было продано на 56% меньше "бэушных" автомобилей, чем в мае 2019-го.
Корреспондент РИА Новости Крым разбирался, какова ситуация на рынке поддержанных и новых авто и чего ждать дальше.
Крымский рынок недвижимости в кризисе: комментарии и советы экспертов >>
Рынок ушел в пике
В апреле вирус нанес сокрушительный удар по авторынку России. Особенно пострадали продавцы новых автомобилей. По оценкам аналитиков крупнейшей площадки по продаже авто Drom.ru, с апреля число реализованных автомобилей "только с конвейера" упало в четыре раза.
Вторичный рынок пострадал меньше, тут количество реализованных автомобилей сократилось "всего" в два раза, но майское "послабление режима" немного улучшило ситуацию в сегменте.
"В мае количество машин с меткой "проданные" на нашей площадке увеличилось на 17% по сравнению с апрелем. Тем не менее, их число все равно на 5% меньше, чем в мае 2019 года, - рассказала РИА Новости Крым Елизавета Олофинская, пресс-секретарь сайта. - Общее число объявлений увеличилось на 8% по отношению к апрелю. Однако за два месяца режима самоизоляции было подано на 15% меньше объявлений о продаже б/у автомобилей, чем за аналогичный период 2019 года".
Чтобы прийти к таким выводам, аналитики проанализировали более миллиона объявлений за период март-май 2019 и 2020 годов.
"Развалюхи" остаются: что будет с транспортом после коронавируса >>
В топе – бюджетные
Количество поданных объявлений о продаже автомобилей лишь подтверждает тенденцию: в мае по сравнению с апрелем число желающих продать авто выросло на 32%. В 2019 году объявлений о продаже было больше на 29%.
На предпочтениях крымчан коронакризис отразился мало: в тренде покупок те же автомобили, что и год назад. В топ-10 вошли Lada 2110, Lada Priora, Chevrolet Lanos, Lada 2107, Ford Focus, Lada 2106, Skoda Oktavia, Chevrolet Aveo, Lada 21099 и Lada Samara. То есть недорогие машины в основном отечественного производства.
Если отдельно выделить сегмент иномарок, то предпочтения крымчан выглядят так: Chevrolet Lanos, Ford Focus, Skoda Oktavia, Chevrolet Aveo, Daewoo Matiz, Daewoo Lanos, Kia Rio, Opel Astra, Volkswagen Passat и Huyndai Solaris. Опять-таки это достаточно бюджетные автомобили.
Задело всех
Сравним же ситуацию на крымском авторынке с другими регионами. Ближайший авторынок, который составляет серьезную конкуренцию крымскому, – краснодарский. Там в мае автомобилей продано на 38% больше, чем в апреле. Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – падение продаж на 37%. Предложения в мае по сравнению с апрелем выросли на 30%, однако уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 31%.
В Москве – аналогичные тенденции. В мае продаж больше, чем в апреле, но меньше, чем в тот же период прошлого года.
Что дальше
Дальше вот что: по прогнозам аналитиков, ситуация на авторынке вряд ли быстро выйдет из "крутого пике". Общие потери рынка в начале весны – более 40%.
"Стоит начать с того, что резкий рост курса доллара и евро, а также неопределенность относительно сроков окончания пандемии, условий карантина и состояния нашей экономики сильно повлияли на планы людей, - поясняет Игорь Олейников. - В марте на "Дроме" проходил опрос, в котором приняло участие 14 тысяч человек. Его результат – 46% россиян среди тех, кто собирался купить машину, решили отложить покупку".
Если отдельно говорить о вторничном рынке, и там будет сниженный спрос.
Как американские "автопенсионеры" покоряли Ай-Петри >>
Самоизоляция и ноль
От кризиса, вызванного пандемией, пострадали не только сами продавцы, но и специалисты по автоподбору, которые пришли на смену уходящим с рынка "перекупам". Кто они? Это люди, которые за определенную плату ищут наиболее подходящую именно вам машину, учитывая бюджет и заявленные тактико-технические характеристики.
Андрей Высоцкий, крымский специалист из этой сферы, рассказал РИА Новости Крым, как пандемия отразилась на его работе.
"С момента начала самоизоляции все "умерло", ни заказов, ни звонков, - рассказывает Андрей. – Перегонщики не могли работать, покупатели "притаились", поскольку не знали, как дальше. А вот с июня началась работа".
По мнению автоподборщика, ситуация быстро начала стабилизироваться.
По его мнению, до "второй волны" пандемии ситуация вряд ли изменится.
"Особых изменений на рынке я уже не жду. У людей пока деньги есть, и они готовы покупать автомобили, - заверяет Андрей Высоцкий. – Автомобиль не предмет первой необходимости, можно и на автобусе ездить".
Все о ситуации на дорогах Крыма >>
Больше кризис – шире бампер
Многие, кто не может себе позволить новый автомобиль, решают что-то сделать со старым. Например, затюнинговать машину, придав ей новый и неповторимый вид.
Алексей Суботин, владелец одного из крымских тюнинг-ателье, рассказывает: в коронакризис работы меньше не стало, но стали меньше цены.
"Работы осталось столько же, - говорит Алексей. – Все стабильно. Мы закрывались, но только до момента, когда вновь разрешили работу автосервисов. Но цены прежними не остались, у людей денег нет, приходится "подвинуться" на 20-30%".
По его словам, сейчас чаще всего любители тюнинга ставят пневмоподвески, хорошую музыку и "статику".
Лирическое отступление. Далеко не все знают, что же такое "статика". Это тюнинг автомобиля, при котором подвеска находится в статичном (лишенном движения) положении. Наверное, многие из нас видели "пузотерки" – заниженные донельзя автомобили с расширенными колесными аркам. Это "статика" – разновидность тюнинга под названием "стенс". Он, согласно самой распространенной версии, пришел к нам из Японии и стал логичным продолжением bosozoku. Отсюда, собственно, и проблема такого тюнинга в России и особенно в Крыму: в Японии дороги позволяют ездить на очень заниженных автомобилях. У нас нет.
Тюнинг машин в стиле известного блокбастера "Форсаж", когда автомобили "облепливали" спортивными бамперами и ставили спойлер размером с крыло Boeing-747, ушел в прошлое. Теперь в моде "расширенные" автомобили. Чаще всего изменениям подвергают иномарки средней ценовой категории.
Таким образом, коронакризис не обошел стороной авторынок, существенно снизив и покупательскую способность людей, и количество предложений. Тенденция затронула даже такие сферы как тюнинг автомобилей, дающий старому авто новую жизнь. Ну, или по крайней мере, новый облик.