Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
История вокруг Надежды Савченко продолжает развиваться по предсказуемому, но все равно интересному сценарию. Вопрос теперь в том, кто лучше отыграет свою роль.
"У следствия есть неоспоримые доказательства того, что Надежда Савченко, народный депутат Украины, лично планировала, лично вербовала, лично давала указания о том, как провести террористический акт", — говорил им генпрокурор Игорь Луценко.
Однако реальной причиной единодушия стала не вера в то, что Савченко будет бомбить минометами купол Верховной Рады, а в том, что Надя слишком неуправляема. Этакий свободный радикал, не отягощенный круговой порукой, который говорит то, что думает, и сдает всех, кто не соответствует ее патриотическим критериям. В Раде такие неуправляемые радикалы не нужны. Поэтому ее и препроводили из парламента в изолятор СБУ.
Надя — триггер
Некоторые украинские политики уверяют, что Порошенко просто пытается отвлечь внимание населения от проблем внутри страны, а также отмыть Генпрокуратуру от последствий ее конфликта с Национальным антикоррупционным бюро, когда ведомство Юрия Луценко фактически защищало коррупционеров, саботируя работу НАБУ. "То, что мы увидели сегодня, сделано, чтобы не утопить рейтинг Генеральной прокуратуры, которая в последнее время напоминает цирк и Луценко в нем — главный клоун", — говорит народный депутат Евгений Мураев.
"Террористический дуэт "Рубана-Савченко" не является отдельным эпизодом. Уверен, что он координируется со всеми другими элементами антиукраинской деятельности. И СБУ, и военная прокуратура хотят установить того кукловода, который заряжает листовками, деньгами, минами, гранатами против государства", — уверяет генпрокурор Юрий Луценко. И под "кукловода" (по крайней мере, внутреннего координатора кукол, выполняющего задание кремлевских кукловодов) можно подвести сейчас любого противника украинской власти. Собственно, первую кандидатуру Луценко уже назвал, намекнув на "Украинский выбор" Виктора Медведчука.
"Мы тогда пытались освободить двух украинцев из российских тюрем, передать РФ ГРУшников Ерофеева и Александрова, но освободить двоих. Но в ВР висел один плакат с портретом, на нас давили с требованиями относительно одной пленницы, нам кричали, что должны вообще отдать ГРУшников без суда и приговора, ибо она голодает", — говорит первый зампредседателя Верховной Рады Ирина Геращенко. И если бы у власти была хоть какая-то репутация, то кампания стала бы эффективной. Однако этой репутации нет.
Надя — герой
Во-первых, чтобы власть продолжила делать ошибки. Скорее всего, с этим проблем не возникнет. Порошенко идет ва-банк, и потому сильно рискует.
Второе – продолжение грамотного пиар-сопровождения. Сейчас оно есть, в день лишения ее неприкосновенности Надежда Савченко говорила исключительно правильные слова и делала, опять же, исключительно правильные вещи. Так, она использовала свое время на трибуне не столько для собственного оправдания, сколько для обличения Рады. "Я продолжаю быть героем. А закончили ли вы красть и начали ли заботиться об Украине? ", — обратилась она к нардепам. После лишения неприкосновенности вышла в народ, обняла под телекамеры маму, затем вернулась в зал и фактически принудила задерживающего ее офицера пройти до изолятора по улице, в окружении камер. Этакий ход на Голгофу. Более того, она даже не стала отрицать обвинения в подготовке госпереворота, прекрасно зная, что о силовом свержении нынешней власти мечтает большинство украинцев.
Да, какие-то сигналы уже идут – например, очень осторожное осуждение Европарламентом. Однако сам украинский президент избрал весьма верную тактику защиты на международной арене – он говорит о том, что таким образом просто защищается от России. Генпрокуратура, по его словам, раскрыла очередной кремлевский заговор, инструментом которого и была Савченко. "Цель российской спецоперации посеять хаос и уничтожить украинское государство. Все это является очередным напоминанием, что против Украины ведется широкомасштабная гибридная война, выстоять в которой мы сможем только объединившись", — говорит Петр Алексеевич. И эти заявления очень удачно ложатся на мантры Терезы Мэй о "российской угрозе". Так что пока международный фронт Порошенко выигрывает.