"Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь
имеют огромное цивилизационное и сакральное значение, так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм.
И именно так мы будем к этому относиться отныне и навсегда".
Владимир Путин.
имеют огромное цивилизационное и сакральное значение, так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм.
И именно так мы будем к этому относиться отныне и навсегда".
Владимир Путин.
«Крещение дало нашим предкам высшую свободу –
свободу выбора между добром и злом,
а победа православия подарила Руси
тысячелетнюю историю»
Лев Гумилев.
свободу выбора между добром и злом,
а победа православия подарила Руси
тысячелетнюю историю»
Лев Гумилев.
Не более 30 лет было князю Киевскому Владимиру, когда он принял одно из важнейших для себя и для будущей Руси решений. Пройдя походом более 1100 километров, он и его многочисленная дружина оказались у стен процветающего византийского полиса Херсонес. Все ради одного – князь желал принять святое Крещенье.
Крещение князя и его женитьба на византийской принцессе Анне - связующие звенья между Византийской империей и Русью: Русь стала не только стратегическим партнером и союзником одного из самых могущественных государств раннесредневекового мира, но и ее преемницей, наследницей православия как государствообразующей религии.
До своего похода на юг Владимир, гласят летописи, искал путь: изучал веры и религиозные обычаи народов, которые окружали Русь - магометан, иудеев, католиков и православных, а затем отправил своих послов, как говорится в «Повести временных лет», «испытати службу, кто како служить Богу».
Крещение князя и его женитьба на византийской принцессе Анне - связующие звенья между Византийской империей и Русью: Русь стала не только стратегическим партнером и союзником одного из самых могущественных государств раннесредневекового мира, но и ее преемницей, наследницей православия как государствообразующей религии.
До своего похода на юг Владимир, гласят летописи, искал путь: изучал веры и религиозные обычаи народов, которые окружали Русь - магометан, иудеев, католиков и православных, а затем отправил своих послов, как говорится в «Повести временных лет», «испытати службу, кто како служить Богу».
«Бояре, побывавшие в соборе Святой Софии в Константинополе и описывающие церковные службы, были поражены обрядовой красотой православия. Прямо по Достоевскому – «красота спасет мир». Именно из-за красоты – внешней и духовной – Владимиром в итоге было избрано православие», - считает доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Крымского федерального университета Андрей Ишин.
Ученые однозначно признают, что свершившееся было величайшим событием для Руси. Князь Владимир Святославович таким образом привел тогдашнюю Русь к консолидации государственного сообщества. Русь стала государством-цивилизацией.
Археологи и историки тщательно реконструировали событие. Теперь они знают, как все было в Херсонесе. В те времена таинство Крещения совершалось только четыре раза в году и только высшими церковными иерархами - на Пасху, на Рождество, на Крещение и на Троицу. Поэтому исследователи убеждены, что крещение самого Владимира состоялось весной, перед Пасхой, в Великую субботу. А венчание с принцессой Анной – после Пасхи.
Ученые однозначно признают, что свершившееся было величайшим событием для Руси. Князь Владимир Святославович таким образом привел тогдашнюю Русь к консолидации государственного сообщества. Русь стала государством-цивилизацией.
Археологи и историки тщательно реконструировали событие. Теперь они знают, как все было в Херсонесе. В те времена таинство Крещения совершалось только четыре раза в году и только высшими церковными иерархами - на Пасху, на Рождество, на Крещение и на Троицу. Поэтому исследователи убеждены, что крещение самого Владимира состоялось весной, перед Пасхой, в Великую субботу. А венчание с принцессой Анной – после Пасхи.
Крещение Владимира произошло «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть, на большой торговой площади, где также стояли несколько храмов. Места этих церквей определены раскопками, которые проводились в Херсонесе с 1827 года. Уже тогда основной их целью было найти место крещения князя Владимира.
Однако, существует еще одна версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города - епископской резиденции, которая сейчас именуется Уваровской.
После обряда венчания Владимир и Анна еще некоторое время проводят в Херсонесе, где князь велит построить за свои средства базилику памяти своего святого покровителя – Василия. Таким образом, уже в первые недели после своего нового пути русский князь в Херсонесе заложил традицию ознаменовывать события государственной и общественной жизни постройкой храмов.
Затем венценосная чета молодоженов плывет по Днепру вверх в Киев – с церковным пением, иконами, хоругвями, в окружении не только воинов, но и священников.
Уже в августе, предположительно 14 числа, начинается крещение киевялян, которое было, утверждают исследователи, исключительно добровольным. Но идолы все же были повалены, а капище у княжеского терема разорено, чтобы показать русичам ничтожность языческой веры. С этого времени христианская Церковь на Руси становится государственным институтом.
Однако, существует еще одна версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города - епископской резиденции, которая сейчас именуется Уваровской.
После обряда венчания Владимир и Анна еще некоторое время проводят в Херсонесе, где князь велит построить за свои средства базилику памяти своего святого покровителя – Василия. Таким образом, уже в первые недели после своего нового пути русский князь в Херсонесе заложил традицию ознаменовывать события государственной и общественной жизни постройкой храмов.
Затем венценосная чета молодоженов плывет по Днепру вверх в Киев – с церковным пением, иконами, хоругвями, в окружении не только воинов, но и священников.
Уже в августе, предположительно 14 числа, начинается крещение киевялян, которое было, утверждают исследователи, исключительно добровольным. Но идолы все же были повалены, а капище у княжеского терема разорено, чтобы показать русичам ничтожность языческой веры. С этого времени христианская Церковь на Руси становится государственным институтом.
Князь Владимир для Руси личность не просто историческая, а краеугольная. В церковной традиции он назван великим и равноапостольным, так как подобно ученикам Христовым, просветил Русь.
Монотеизм как опора государственности изменила Русь и заложила ее особый путь на многие века и тысячелетия, считает Андрей Ишин:
«Оформилась великая идея правопреемственности Руси от Византии. Русь становится третьим Римом, культура - системным явлением, а государственное сообщество консолидируется».
С приходом православия развивается культура: зодчество, мозаика, пение, литература. Рождаются новые ремесла, на высокий уровень выходит просвещение народа. Огромную роль в этом сыграла письменность, которая, в свою очередь, как считает академик Дмитрий Лихачев, «подтянула» уровень развития государственного аппарата и торговли как основы экономических связей государства.
Крещение Руси привнесло изменения и в институт семьи как первичную ячейку общества, который становится моногамным.
Принятие Русью христианства изменило не только саму Русь, но и весь мировой культурный и политический ландшафт. Древнерусское государство стало сильным соперником Западу и Востоку, а впоследствии показало свое единство и способность духовного сопротивления чуждым идеям.
Монотеизм как опора государственности изменила Русь и заложила ее особый путь на многие века и тысячелетия, считает Андрей Ишин:
«Оформилась великая идея правопреемственности Руси от Византии. Русь становится третьим Римом, культура - системным явлением, а государственное сообщество консолидируется».
С приходом православия развивается культура: зодчество, мозаика, пение, литература. Рождаются новые ремесла, на высокий уровень выходит просвещение народа. Огромную роль в этом сыграла письменность, которая, в свою очередь, как считает академик Дмитрий Лихачев, «подтянула» уровень развития государственного аппарата и торговли как основы экономических связей государства.
Крещение Руси привнесло изменения и в институт семьи как первичную ячейку общества, который становится моногамным.
Принятие Русью христианства изменило не только саму Русь, но и весь мировой культурный и политический ландшафт. Древнерусское государство стало сильным соперником Западу и Востоку, а впоследствии показало свое единство и способность духовного сопротивления чуждым идеям.
Автор Ольга Леонова, Анна Петрова, Ирина Мезенцева
Дизайн Дмитрий Вертипрахов
Фото и видео: Дмитрий Макеев и Михаил Макеев
Дизайн Дмитрий Вертипрахов
Фото и видео: Дмитрий Макеев и Михаил Макеев
При подготовке проекта использовались материалы Государственного историко-археологического музея «Херсонес Таврический», Крымской митрополии, Государственного музея истории религии, сайта Кремля.