Рейтинг@Mail.ru
Безупречная селекция: четыре поколения ботаников Никитского сада - РИА Новости Крым, 26.06.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Династия ботаников Зинаида Клименко, Вера Зыкова и Алиса Сергиенко

Безупречная селекция: четыре поколения ботаников Никитского сада

Четыре поколения семьи Клименко-Зыковых-Сергеенко трудятся над селекцией цветов в Крыму
Ольга Леонова
У Алисы на шее необычный кулон в виде молекулы. В металле – формула дофамина, вещества, отвечающего за формирование мотиваций. Алиса увлекается биологией: она сама будущий биолог. Это уже известно на сто процентов. Еще бы – призовые места на всероссийских олимпиадах и конкурсах, трижды она была на профильных сменах в "Сириусе". И окружение у этой молодой девушки самое подходящее: мама и папа, дедушка и бабушка, прадедушка и прабабушка – биологи.
Алиса Сергеенко в Сириусе
Алиса Сергеенко в "Сириусе"
РИА Новости Крым в Год семьи в России продолжает спецпроект "Династии Крыма". В нем рассказываем о семьях крымчан, где профессия передается из поколения в поколение.
Лучшие мичуринцы
Династия ботаников Зинаида Клименко, Вера Зыкова и Алиса Сергиенко

"Мои родители были великие люди", - так считает бабушка Алисы Сергеенко, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Республики Крым Зинаида Константиновна Клименко. Она награждена за достижения в области селекции декоративных растений орденом "За заслуги перед Отечеством" 2 степени.

Еще до войны ее мама, прабабушка Алисы, Вера Николаевна Клименко, хотела поступать в Московский медицинский институт, а папа – Константин Трофимович – уже поступил в Бауманку и работал на электроламповом заводе в Москве. Но у жениха Веры Николаевны был обнаружен туберкулез, и врач потребовал, чтобы его работа была связана с пребыванием на свежем воздухе. Тогда молодые люди вдвоем поступили в Тимирязевку, попали в ученики к селекционеру Ивану Николаевичу Мичурину.
"Мичурин долго не хотел никому передавать свой опыт, но потом все же разрешил, чтобы 12 московских студентов из Тимирязевки приехали к нему в город Козлов, названный позднее Мичуринском. У отца были очень музыкальные, тонкие пальцы, он играл на мандолине, и из-за этого его определили в группу студентов, проводивших гибридизацию. Также папа и мама должны были изучать сорта, которые Мичурин уже внедрил по всей Тамбовской области", - рассказывает Зинаида Константиновна.
Студенты приехали в Козлов под зиму, с едой было плохо, поэтому ходили в поля и копали оставшуюся мерзлую картошку. Мама Зинаиды в этот период очень похудела, мог начаться туберкулез. Мичурин дал ей как лекарство банку меда со смальцем и лечебными травами. И она поправилась.
Там же, у Мичурина, молодые селекционеры Клименко впервые познакомились с Николаем Ивановичем Вавиловым. После окончания вуза супруги получили назначение в Грузию, где должны были заниматься селекцией цитрусовых культур. Они пришли к Мичурину: "Мы знаем груши, яблоки, а что такое апельсины, лимоны и мандарины?" На что Мичурин им ответил: "С грушами-яблоками разобрались, и с этим тоже разберетесь".
Цветы и оборонка
В 1935 году семья Клименко приехала в Батуми, где Константин Трофимович помимо цитрусовых занимался изучением нового для СССР тунгового дерева: из его плодов добывается очень ценное масло для двигателей самолетов и подводных лодок – война была на пороге, это хорошо чувствовалось.
Вера Николаевна, Константин Трофимович и маленькая Зиночка Клименко

Там же, в Батуми, в январе 1941 года у четы Клименко родилась Зиночка. Уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны Константин Трофимович ушел на фронт защищать Родину. Он был дважды ранен, но 1946-м вернулся в Батумский ботанический сад и продолжил селекционные исследования.

Послевоенное время было трудное, все время есть хотелось, вспоминает Зинаида. Дети детсадовского возраста хорошо знали, где в Батумском саду растет что-то съедобное, например калифорнийский дуб со съедобными желудями или ежевика, черника, земляника.
"Один раз из своего похода я принесла особо крупную землянику, тогда папа преподал мне урок селекционного отбора: "В следующий раз нельзя рвать плоды крупной земляники, а надо отметить этот кустик, затем посадить его на грядку и на его основе вывести крупноплодную землянику". И я на всю жизнь запомнила, что понравившееся рвать нельзя, а надо сохранить", – вспоминает послевоенное детство Зинаида Константиновна.
Итогом селекционной деятельности супругов Клименко в Батумском ботаническом саду стало создание морозостойких и высокоурожайных промышленных сортов цитрусовых культур для условий Аджарии.
В очень влажном субтропическом климате Батуми, где так хорошо росли цитрусовые, людям было не очень комфортно: от сырости у отца и дочери Клименко начался туберкулез и семья перебирается в гораздо более сухой климат, в Крым, в Никитский ботанический сад, куда их пригласил на работу директор Анатолий Сафронович Коверга. Он набирал людей, чтобы заниматься цитрусовыми культурами.
Розы Веры Клименко
"Условия для жизни были тяжелые: дом, разваливающийся после землетрясения 1927 года, ни кровати, ни стола не было, я спала на полу на шинели отца. Стол – это несколько сложенных стопкой чемоданов. Никаких вещей родители не привезли. Все осталось в Батуми. Знаешь, что они везли на пароходе в Ялту? Свои собственные гибриды цитрусовых и библиотеку – и все", - рассказывает Зинаида Клименко.
В условиях тотального послевоенного дефицита с большой радостью маленькой Зиночке мама с папой раздобыли небольшой старый столик для школьных занятий, но к вечеру на столе вместо учебников и тетрадей родители увидели горшки с цветами: "Им же солнце из окна нужно было. Я переставила их".
В 1952 году работу по выведению морозостойких цитрусовых в Никитском саду прекратили. Сотрудникам предложили "переключиться" на цветы: перед учеными была поставлена задача – развивать промышленное цветоводство.
Константин Трофимович вел исследования по интродукции и селекции нарциссов, гиацинтов и тюльпанов, а Вера Николаевна выбрала розы, сирень и чубушник. Но раньше, еще до войны, в Батуми, Вера Николаевна уже работала с цветами.

"Первые 10 сортов гладиолусов в Советском Союзе были моей матери. Один она назвала "Долорес Ибаррури", в честь испанской героини. После войны Долорес приезжала в Крым и увидела в Никитском саду очень красивый чубушник селекции моей матери. И мама назвала этот сорт "Рубен Ибаррури" в честь ее погибшего под Сталинградом сына", - рассказывает Зинаида Константиновна.

Всего Вера Николаевна создала более 150 сортов чубушника, сирени обыкновенной и индийской, а также садовых роз. Один из них – "Климентина" – в 1976 году был награжден почетным дипломом на международном конкурсе роз в Риме. А еще она тщательно и кропотливо собирала сорта роз в коллекцию Никитского сада по всему миру. При ее непосредственном участии это собрание "доросло" до 2500 сортов и стало самым крупным в СССР.
68 лет в Никитском ботаническом саду
Зинаида Константиновна с пяти лет помогала родителям при проведении работ по гибридизации цитрусовых и цветочных культур. Первые скрещивания она проводила еще в Батуми, под маминым руководством:
"Мои первые опыления были на гладиолусах. Я эти цветы до сих пор очень люблю – они такие аристократичные".
Вместо игрушек у Зиночки были горшки с мандаринами и цветами. А от начинающегося в Батуми туберкулеза вылечил климат Крыма и … какао.

"Оказывается, мама клала в него для моей пользы масло или смалец. Дрянь была редкая. А она оправдывалась: мол, тут в Ялте такое молоко. Я ненавижу какао до сих пор".

В общем, Зинаида, дочь селекционеров, в прямом смысле слова выросла в саду – школьницей после уроков помогала матери в селекции декоративных кустарников. На следующий же день после школьного выпускного бала пришла на работу в Никитский сад простой рабочей.
Первые сорта роз Зинаидой Клименко были выведены в соавторстве с мамой и под ее руководством, а потом уже был огромный собственный опыт – розы разных садовых групп: чайно-гибридные, грандифлора, флорибунда, миниатюрные и плетистые, разных окрасок, даже голубых. Были созданы сорта, устойчивые к грибным заболеваниям, как раноцветущие, так и долгоцветущие. Гордостью селекционера является плетистый сорт "Полька-бабочка", изменяющий окраску в процессе цветения с желтой на красную.
Ученый-физик Константин Зыков

Работала она также в соавторстве с мужем – Константином Ивановичем Зыковым. По профессии физик, он трудился над тем, чтобы с помощью радиационного и спонтанного мутагенеза создавать новые сорта садовых роз таким образом, чтобы увеличить разнообразие форм цветков и их окраски.

Подобных сортов в совместной работе получилось более двух десятков. А сорт "Пестрая фантазия" получил главный ботанический приз за красоту окраски и цветения на выставке садоводства в замке Фазанери в Германии.
А еще Зинаида Константиновна так же, как и родители, из множественных заграничных поездок везет не что-то для себя, а научные связи и материалы для коллекции и селекции роз.
На счету Зинаиды Константиновны – более 400 научных работ, десять монографий, более сотни новых сортов роз, некоторые из которых получили высокую оценку международных экспертов. И, безусловно, известность и уважение среди коллег по всему миру.
Вывести и назвать
Зинаида Клименко, Константин Зыков и Вера Клименко на работе в Никитском ботсаду

У дочери Зинаиды Клименко и Константина Зыкова Веры альтернатив в выборе профессии тоже не было. Сейчас Вера Константиновна, названная в честь бабушки – кандидат биологических наук, заведующая лабораторией цветоводства, проводит исследования на розах и сирени. Она – автор множества научных трудов и книг как научного, так и научно-популярного характера.

И Зинаида Константиновна, и Вера Константиновна говорят, что иногда назвать новый сорт цветов гораздо труднее, чем его создать, хотя в среднем на создание сорта уходит от 10 до 15 лет.
"Иногда вдвоем голову ломаем. Сейчас вот у меня новый сорт, который ветераны попросили назвать в честь десанта под Керчью – "Героям Эльтигена". Хочу, чтоб эту розу размножили и высадили на месте боев в память о наших героических воинах. А однажды в Никитский сад приезжал американец-питомниковод, ему показали наш селекционный фонд. Понравившиеся гибриды он очень попросил назвать именем дочери – Эмми. Другому дать его имя – Джим, а в честь своего друга Майкла назвать третий. Так в Никитском саду среди сортов роз появились три "американца", - рассказывает Зинаида Константиновна.
Она до сих пор в своем почтенном возрасте – главный научный сотрудник Никитского сада. Ходит на работу, принимает участие в конференциях, пишет книги, учит своих последователей, среди которых – дочь и внучка.
У входа в дом женщин-ученых растет плетистая роза "Красный маяк" – сорт, выведенный основателем династии селекционеров Верой Николаевной Клименко.
Пока в Никитском саду распускаются тысячи роз селекции трех поколений Клименко-Зыковых, молодая ученая Алиса Сергеенко готовится поступать в ведущие вузы страны в Питере и Москве.
Роза сорта Алиска

И есть самая большая доля вероятности, что рядом с сортом селекции Зинаиды Клименко "Алиска" (названный в честь внучки) – зацветет пышным цветом сорт уже Алисы Сергеенко. Например, под названием "Зинаида" - в честь бабушки.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала