В жизни важно найти неравнодушного врача: история семьи медиков из Крыма
Больше трехсот лет медицинского стажа - история крымской семьи врачей
- Когда в моей семье случилась беда и мой муж в 48 лет умер от онкопатологии, я вдруг остро осознала, как важно встретить на своем жизненном пути неравнодушного доктора. Даже если он чего-то не знает, он обязательно посоветуется с коллегами - соберет консилиум, будет разбираться. Самое главное, чтобы он проникся чужой бедой. Но если человек равнодушный, то даже если он много знает и много практиковался, он пройдет мимо проблемы пациента, - признается потомственный врач, акушер-гинеколог, заведующая родильным отделением в городе Саки Людмила Белобаба.
В профессии она уже 45 лет. Быть равнодушной к своим пациенткам за это время она так и не научилась. Оттого возмущается, что люди очень легкомысленно относятся к своему здоровью, пренебрегают им и рекомендациями врачей. Она знает, что простых случаев в медицине не бывает. Всегда волнуется перед операцией и никогда не входит в операционный зал без молитвы. И так делают все в ее большой и дружной семье, где общий медицинский стаж – 354 года.
РИА Новости Крым в Год семьи в России продолжает спецпроект "Династии Крыма". В нем рассказываем о семьях крымчан, где профессия передается из поколения в поколение.
Медицина – дело семейное
Людмила Федоровна Белобаба
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
"Родоначальником нашей династии считаю Надежду Федоровну Григорович, тетю моей мамы. В 1944 году, как только освободили Крым, она поступила в Крымский государственный медицинский институт им. Сталина, с 1949-го по 1997-й работала врачом. Из 48 лет стажа она 20 лет была врачом акушером-гинекологом, заведующей родильного отделения в Феодосии, а после ушла в хирургию и еще 28 лет работала хирургом. На пенсию вышла в 73 года", - рассказывает Людмила Федоровна. И признается: именно профессиональная судьба Надежды Федоровны, "оставила отпечаток" и повлияла на ее выбор будущей профессии.
Тетя Людмилы Федоровны, родная сестра ее матери, Лидия Кузьминична Ушакова, в девичестве Борозенная, также стала врачом, педиатром. В 1967 году закончила Крымский медицинский институт, который к тому времени уже носил имя С.И. Георгиевского. Муж у нее был военнослужащим, поэтому она работала не только в Крыму, но и в Забайкалье, и в Германии. Закончила трудовую деятельность Симферополе – в детской поликлинике.
"Один двоюродный брат мамы – Владимир Иванович Борозенный - 37 лет проработал врачом-эндокринологом в Керчи, а другой - Виктор Иванович Борозенный в 80-годы занимал должность начальника управления курортов Крыма. Врачебный стаж – около 35 лет. Он умер от сердечной недостаточности, работал до последнего дня", - продолжает Людмила Федоровна.
С родной сестрой мамы, Ларисой Кузьминичной Борозенной, которая всего на пять лет старше, у Людмилы Федоровны сложились теплые отношения - росли вместе, дружили с детства. Племянница гордится, что ее тетя, которая ей как сестра, носит звание заслуженного врача Крыма, и что в родной Феодосии ее все знают и уважают. В профессии она уже полвека.
Врачам помогает Бог
У Ларисы Кузьминичны Борозенной тонкие пальцы, тихий голос и добрые красивые глаза.
- Почему стали врачом?
- Среди родственников были медики. Да и мама так захотела (Улыбается). Как раньше было? Или в "пед", или в "мед", или в торговый. В последний меня не пустили, хотя туда все мои подружки пошли. А я пошла учиться на врача. И ни разу об этом не пожалела. Конечно, бывает тяжело. Зато потом, когда больной выздоравливает, становится легче, опять силы работать появляются.
- Из-за чего выбрали хирургию?
- Просто почувствовала, что смогу в ней работать. Несложного здесь не бывает. Даже когда кажется, что операция простая. Это всегда очень большая ответственность, но это меня не пугает: знаешь, что нужно делать, то и делаешь.
Основная проблема региональной медицины сегодня в том, что "больных много, а работать некому". Все из-за ориентации на семейную медицину, когда еще совсем недавно все ринулись учиться на семейных врачей, потому что была дана такая "установка". Конечно, хороший семейный врач может правильно поставить диагноз, но не прооперирует, и роды не примет. Узкие специализации надо развивать, убеждена хирург Борозенная.
Ей в профессии помогает не только огромный, почти полувековой, опыт, но и вера в Бога. Даже в советское время ее мама находила возможность водить своих детей в храм – для этого специально ездили из Феодосии в Белогорск, к своему духовному наставнику.
"У нас при входе в операционную есть иконочка святителя Луки. Когда заходишь - обязательно нужно помолиться: "Господи, благослови и помоги", - рассказывает она.
Каждый раз доктор молится и каждый раз волнуется за течение и исход операции, ведь перед ним на операционном столе - живой человек, целая вселенная.
"Однажды к нам попал мужчина с желудочным кровотечением. Везем его, тяжелого, в операционную. Он признается: я боюсь. Говорю ему, помолись. Операция была сложной, шла шесть часов. Удалили желудок. Он выжил. И рассказал, что во время операции ему приснилось, будто он сидит на крыше храма Иверской Богоматери и держится за крест. Внизу родственники причитают: "он умер, умер". Тут из храма выходит батюшка и говорит: "он живой", - вспоминает Лариса Кузьминична.
И добавляет: "Бог нам помогает. Это однозначно".
Отношение к врачам и здоровью
Муж Людмилы Федоровны, Василий Анатольевич Белобаба, был ее однокурсником. После интернатуры молодая семья попала в Феодосию, где Василий работал пульмонологом горбольницы №2. Через 12 лет, в 90-м, семья переехала в Саки, где он стал терапевтом.
Она вспоминает, как ее муж, отдежурив ночь в больнице, обязательно шел в плодовый сад, который когда-то разбил еще его отец, возился с деревьями. Труд на земле придавал ему сил. В медицине он проработал 26 лет. Был прекрасным диагностом, и любил повторять, что собранный анамнез – это уже 80 процентов диагноза. В 2005 году он умер. Онкология.
После смерти мужа Людмила Федоровна много лет была одна. Второй раз замуж вышла только в 60 лет.
"Второй мой муж - Олег Леонидович Бехтерев - механик. Если вдруг случается какая-то экстренная ситуация, и мне нужно срочно ехать на работу, он быстро заводит машину, и мы мчим в роддом. И он очень гордится, что причастен к доброму делу", - рассказывает она.
У Людмилы Белобабы двое детей. Сын Денис и дочь Наталья. Последняя пошла по стопам родителей и тоже стала врачом. Вот уже почти 16 лет она работает акушером-гинекологом в родильном отделении Сакской районной больницы. И там же - врачом ультразвуковой диагностики.
"Я Наташу отговаривала от "медика", потому что быть врачом – это очень трудно и ответственно. На что она мне ответила: "я не хуже, чем ты". Да и в профессии, говорит, с детства. У нас ведь в семье других разговоров не было", - с улыбкой рассказывает мать.
И вспоминает случай: "Раньше было много септических абортов. Как-то привезли к нам уже в бактериальном шоке мать троих детей. Сепсис натуральный. Уже с проявлениями тромбофлебита. Прооперировали, удалили матку. Говорю как-то вечером мужу: "уже 10 дней прошло после операции, а у нее серый цвет кожи. Давление 130/50, температура невысокая. А он мне: это септический эндокардит, вызывай санавиацию немедленно, иначе она у тебя погибнет. И да! Она потом в кардиологии пролежала с септическим эндокардитом. Выжила. Все благодаря обычному семейному разговору".
Никто за застрахован от выгорания
Дочь, которая сидит рядом, подтверждает: все семейные вечера проходили в беседах о пациентах. В 14 лет она могла точно рассчитать время, когда мама вернется домой, после того, как ее срочно вызвали в роддом, зная, сколько времен уже длятся схватки, какое раскрытие шейки матки и какая по счету беременность у пациентки.
- Наталья Васильевна, вы никогда не жалели, что пошли по стопам родителей?
- Никогда. Мой отец всегда говорил, что жизненный опыт бесценен. И что бы ни происходило, надо просто делать выводы и жить дальше. Уже в 9 классе я точно решила, что буду доктором. Тогда же начались репетиторы, потому что школьного уровня химии и биологии недостаточно для поступления. Хотя помню, что в 10-м классе меня попросили заменить учителя в начальных классах. И мне так понравилось! Но все-равно любовь к медицине – это то, что не обсуждается.
- А как же груз ответственности за жизнь и здоровье человека?
- Да, бывает тяжело. Но это выбор, который мы сделали сами, и без него уже невозможно жить. Но если разобраться, то каждый человек за что-то ответственен. Учителя, например, ответственны за то, как они воспитывают детей и какое общество те сформируют, когда вырастут.
- С профессиональным выгоранием сталкивались?
- Конечно. Хотя раньше в него не верила. (Смеется). Бывают такие периоды, когда даже не хочешь разговаривать с людьми. Раздражает, что они ничего не хотят делать для сохранения своего здоровья. Хотят, чтобы им дали волшебную таблетку, да и ту не принимают. Но с выгоранием каждый врач сталкивается. Справиться с ним помогает поход в горы, поддержка семьи и отпуск.
"Очень хочется, чтобы изменилось отношение пациентов к врачам и к своему здоровью", - поддерживает разговор Людмила Федоровна.
И поясняет: о многих заболеваниях женщины узнают только во время беременности, когда увеличивается нагрузка на организм. Это может быть и сахарный диабет, заболевания почек и крови. Беременные пьют энергетики, пиво. Наивно полагая, что если чувствуют себя хорошо, то также хорошо чувствует себя и малыш в утробе. Очень много курящих женщин, а это яд для плаценты.
"Нередко беременные игнорируют рекомендации остаться в роддоме под наблюдением врачей. А потом поступают к нам с такими осложнениями, когда уже невозможно спасти ребенка", - сокрушается доктор. Она уверена, что рождение ребенка – это дар Божий. И это нужно ценить.
Лариса Кузьминична Борозенная и Черноокая Татьяна Евгеньевна, Белобаба Людмила Федоровна, Белобаба Наталья Васильевна
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
Двоюродная сестра Натальи Васильевны, Татьяна Евгеньевна Черноокая, тоже врач, заведующая отделением рентгенодиагностики в Феодосии. Первые три года после мединститута, который она закончила в 2012 году, работала врачом скорой помощи. Но после декрета на "скорую" не вернулась, тяжело. Переучилась на рентгенолога.
"Очень жалею, что не выбрала рентгенологию еще в институте, все убеждала себя тогда, что быть "фотографом" не хочу. Но ведь от правильного диагноза, от того, что скажет "узист" или рентгенолог – зависит дальнейшее лечение", - признается она.
В медицине все самое интересное – одновременно и самое сложное. Особую радость доставляет видеть выздоровевшего человека и осознавать, что все это благодаря тебе. Эта мысль вдохновляет, снимает усталость и придает сил, чтобы и дальше развиваться в профессии и быть лучшим, считают врачи.
У Людмилы Федоровны три внучки и один внук. Не исключено, что самые младшие, которым еще только определиться со своей будущей профессией, пойдут в медицину. Внучка Катенька, которой шесть, очень вдумчиво играет в доктора. Так что еще теплится надежда продолжить врачебную династию, с улыбкой признается ее бабушка.