Рейтинг@Mail.ru
Боль не забыта: трагедия в политехническом колледже Керчи 5 лет спустя - РИА Новости Крым, 17.10.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Следователи СК РФ осмотрели место происшествия в керченском колледже

Боль не забыта: трагедия в политехническом колледже Керчи 5 лет спустя

Трагедия в политехническом колледже Керчи: 5 лет спустя
Анна Карпенко, Ольга Леонова
"Это нужно помнить, чтобы трагедия не повторилась снова", - говорит один из очевидцев массового расстрела учащихся и преподавателей Керченского политехнического колледжа, который произошел ровно пять лет назад. 17 октября 2018 года студент Владислав Росляков привел в действие взрывное устройство в столовой учебного заведения, после чего открыл стрельбу из ружья по всем, кто находился в здании. Оборвалось 20 жизней. Пострадали более 60 человек. О боли, с которой живут все эти годы, о боли, после которой выжили, о помощи, благодаря которой жизнь продолжается, рассказали РИА Новости Крым очевидцы страшной трагедии.
Боль никуда не уходит
20 бронзовых жаворонков устремили свой полет над смятой ученической тетрадью, простреленной насквозь, - памятник жертвам трагедии в Керченском политехе установлен на местном городском кладбище. Рядом могилы погибших студентов. С фотографий на надгробьях смотрят красивые, умные лица совсем юных девчонок и мальчишек.
"Эта боль никуда не уходит. Понимаете? Она остается. Вот уже пять лет прошло, а все, как вчера. Для нас время просто остановилось. Я каждый день с ним разговариваю. Молюсь Господу Богу, чтоб ему хотя бы там было хорошо", - рассказывает, еле сдерживая слезы, Светлана - мама погибшего студента Руслана Лысенко возле его могилы.
Женщина признается, что мысли о сыне не оставляют ее. Каждый раз, когда она приходит домой, что-то напоминает о нем. Спасает только работа и маленький внук.
"У моего старшего сына родился ребенок. До этого я была в какой-то прострации. Он теперь единственная радость у меня в жизни, единственное, что меня держит. Это противоестественно, когда родители переживают своих детей. Они у нас совсем юные были. Ничего еще в жизни не видели. Только начинали жить. Это все страшно. Это не пережить. Эта рана кровоточит, не заживает", - не может сдержать слез Светлана.
Могила Алины Керовой

Рядом с могилой Руслана с фотографии на надгробье смотрит красивая девушка Алина Керова. Ее мама Виктория тоже пришла почтить память дочери.

"Чтобы не сойти с ума, я поставила себе задачу, что нам с мужем надо родить ребенка. И я родила доченьку Василису. Мне еще до беременности приснилась девочка, что ее зовут Василиса и она похожа на Алину. Я просила об этом Господа. Так и получилось. Она, как говорят, вернулась ко мне", - поделилась мама погибшей Алины.
Память матери хранит все подробности того ужасного дня. Старшая дочь Алина была для нее опорой: у средней дочки обнаружили онкологию, пришлось уйти с работы. О взрыве и расстреле в колледже узнала от кумы.
"Я летела туда и кричала: "Господи, не забирай ее от меня, не забирай!". Алина только в первый день вышла с больничного. У нее были проблемы с желчным пузырем. Я даже не знаю, почему она пошла в столовую, ведь у нее была с собой еда. Наверное, со своей компанией, с девочками… Это самый ужасный день, его никогда не забыть. Я сильная только днем. А когда наступает ночь, это ужасно больно. Сердце рвется на части".
Отца Алины в этот день не было в Керчи. Для него, по словам Виктории, дочка словно уехала учиться в другой город, и ему кажется, что она скоро вернется. Младшая дочь все спрашивает, когда же она съездит к Алиночке. Средняя девочка тоже очень страдает и отвечает сестренке: "Подрастешь, все поймешь сама".
Трагедия в политехническом колледже Керчи: 5 лет спустя
Борьба за жизнь
Врачи рассказывают, что всего порядка тысячи медиков из Керчи, Ленинского района, Симферополя, Краснодарского края, Москвы боролись за жизни пострадавших в теракте.
Одними из первых на помощь пришли врачи Керченской городской больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.
"Было тяжело с таким объемом справиться. Одномоментно за полтора часа к нам поступили 52 человека. А было ранено более 60. Доставляли на скорых. Также люди привозили больных на своем личном транспорте, в том числе водители грузовиков, ГАЗелей, маршруток", - рассказывает главврач Керченской больницы №1 Марат Еникеев.

Он вспомнил случай:

К больнице приехал парень на машине с фургоном и, выгрузив несколько ящиков медикаментов (растворы, антибиотики, перевязочные материалы), уехал. Имени его до сих пор не знают.

"Легких" больных, по словам главврача, сразу направляли в онкодиспансер и в детскую больницу. Больницы поселков Ленино и Багерово взяли на себя легкие травмы. Тяжелые случаи, экстренные операции, противошоковые мероприятия были на врачах двух больниц Керчи.
В день трагедии на работу вышли даже те, у кого был выходной. Медики, у которых заканчивалось дежурство, остались и продолжили спасать пострадавших. На посту остался и заведующий отделением травматологии и ортопедии Алексей Мирошниченко:
"Растерянности не было вообще. Сразу же сформировали штаб по ликвидации происшествия, куда стекалась информация о пациентах. Маркировали неизвестных, так как они были без документов. К первому поступлению пострадавших уже были сформированы операционные смешанные бригады, где работали хирурги с травматологами, травматологи с нейрохирургами. Было развернуто 11 операционных".
Заведующий травматологией говорит, что существенную помощь им оказали студенты Керченского медицинского колледжа, который находится рядом с больницей.
Директором медколледжа тогда была Галина Путинцева. Она вспоминает, что в тот страшный октябрьский день был перерыв после первой пары. Кто-то из студентов гулял во дворе, большинство дышали воздухом на балконах. Когда увидели, что подъезжают скорые, выгружают много раненых, все, не задумываясь, бросились на помощь.
"Транспортировали больных на носилках, на простынях, на руках, останавливали кровотечение. Жгутов не хватало, мальчики снимали свои ремни и накладывали их вместо жгутов, перевязывали раны, дежурили у постели больного, пока миновало критическое состояние. Я горжусь, что у нас такая молодежь, обладающая высоким чувством долга и ответственности", - говорит Галина Путинцева.
Среди студентов медколледжа была тогда еще второкурсница Лилия Хамидулина. Сейчас девушка работает медсестрой.

"Нам хотелось помочь этим детям, Они такие же, как и мы: по 15, 16, 17 лет. Хотелось сделать все, что только было можно, дать им надежду, что все будет хорошо", - поделилась Лилия.

Девушка вспоминает самое страшное для нее в те дни трагедии. Они с подругой были на сутках, и им сказали найти по отделениям мальчика Джураева Рудена. Пошли в реанимацию, и первая медсестра, у которой они спросили про парня, оказалась его мамой.
"В дальнейшем Джураева Рудена нашли в списках погибших. Было очень страшно понимать, что мама об этом узнает", - рассказала Лилия.
Могила Рудена Джураева
Могила Рудена Джураева
Одной из выживших студенток Лилия оставила на память свой браслет: "Я ей подарила его как талисман на счастье, чтоб она знала, что все будет хорошо, что сегодня она родилась под счастливой звездой, в рубашке".
Марат Еникеев благодарен врачам Краснодарской краевой больницы, которые первыми приехали в Керчь на помощь медикам города:
"Главный хирург, главный травматолог, ожоговый врач, анестезиологи прибыли из Краснодара. Им было ближе всего до нас, к тому же они летели на вертолете. Потом приехали симферопольские врачи. Вертолет помог при эвакуации больных в Краснодар, Симферополь, Москву".
Директор Крымского центра медицины катастроф Сергей Астанкин, который также был на посту в тот страшный день, добавляет, что вертолеты для эвакуации были и из Москвы. К сожалению, по его словам, одна девочка не доехала до столицы: тяжесть ее ранения оказалась несопоставима с жизнью.
"Врачи не боги. Но я считаю, что в тот момент было сделано все для спасения каждого пострадавшего. Транспортировка проходила не только силами скорой помощи, обычных граждан, но и ФСБ, МВД, МЧС. Было 11 бригад, которые эвакуировали пострадавших. К вечеру на территории работали практически все структуры Крыма и министерства здравоохранения. Прибыла Вероника Скворцова (министр здравоохранения РФ в 2018 г. – ред.) с внештатными травматологами, нейрохирургами, хирургами, борт МЧС с пятью медицинскими модулями", - перечисляет Астанкин.
Несколько пострадавших доставили в Республиканскую детскую клиническую больницу Симферополя. Главный врач РДКБ Анатолий Олейник вспоминает, что, как только узнали о теракте, сразу отправили в Керчь две детских бригады санавиации.
"Первых четырех пострадавших нам привезли вечером в очень тяжелом состоянии. За сутки доставили восемь человек. Затем еще были дети, но их уже привозили или на долечивание, или для оказания хирургической помощи. Одной девочке провели семь операций!" - рассказывает Анатолий Олейник.
По словам главврача, все четыре работающих тогда операционных были заняты. Некоторых детей оперировали сразу несколькими бригадами, поскольку у них были политравмы.
"Мы двое суток фактически находились на казарменном положении в больнице. Неважно в дежурной ты смене, не в дежурной, вышли все. Травмы были очень тяжелые: осколочные, минно-взрывные, плюс огнестрельные поражения. Плюс он (Росляков – ред.) использовал дробь. У многих была большая кровопотеря. Были и ампутации конечностей. Но практически всех детей, которые прошли через нас, мы выходили", - говорит Олейник.
Но это было только началом: у пострадавших за неотложными операциями следовал длительный процесс восстановления, в котором участвовали, в том числе, психологи МЧС.
Жизнь продолжается
Некоторые врачи все пять лет поддерживают связь с пациентами, которых им удалось спасти. С бывшими студентами политеха Мариной Егорочкиной и Полиной Селяво, которые получили травмы при взрыве, мы встретились на территории Керченской городской больницы № 2. Марина Егорочкина перенесла несколько операций на ногу. В тот страшный день у нее было предчувствие, что не нужно идти в столовую.

"Это была большая перемена. Многие пошли перекусить. Я сидела на втором этаже, и в какой-то момент у меня возникло ощущение, что мне не хочется туда идти, что ноги перестают двигаться. Но я все равно пошла…", - вспоминает Марина.

После того, как девушка вышла из больницы, еще более двух лет она продолжала учиться в политехе. Говорит, что иногда было сложно психологически идти на занятия, но по большей части справлялась. Сейчас Марина получает высшее образование в Керченском государственном морском технологическом университете.
Полина Селяво за эти пять лет успела уже дважды стать мамой. Сейчас живет в Судаке. На нашу встречу в Керчи она приехала со своими дочками, младшей девочке всего два месяца.
В тот день девушка находилась возле столовой на первом этаже. Вспоминать об этом ей очень сложно – она предпочитает говорить о сегодняшнем.
"Детки - это счастье. Это цветы жизни, продолжение наше. Жизнь продолжается", - говорит Полина.
Наша задача – молиться
Все пять лет панихиду по погибшим студентам и педагогам почти каждый день служат в храме Святых Жен-Мироносиц. Церковь находится через дорогу от Керченского политехнического колледжа. На поминальном столике записка с именами детей и преподавателей, ушедших в мир иной. Рядом горит свеча.
Настоятель храма отец Валентин оказался одним из первых в учебном заведении после взрыва.
"Это было так внезапно. Такой сильный взрыв, что выбежали все: и работники кафе, и сотрудники полиции – все рядом находятся. Мы не могли понять, что происходит: пожар или взорвался газовый баллон? Когда подошли на место, еще слышали стрельбу. Меня трудно чем-то удивить, но то, что я увидел, было страшно. В столовой некоторые как обедали, так и остались сидеть на месте", - рассказывает священник.
Отец Валентин вместе с другими людьми помогал отвезти двух пострадавших студентов в больницу. Говорит, что у ребят была контузия, они потеряли ощущение реальности. Сейчас он даже не помнит их лиц - настолько было страшно тогда.

"Через год после трагедии надо было видеть, как мальчик на костылях опаздывал на занятия. Бежит на этих костылях, спотыкается, падает, сам с себя смеется, встает опять на эти костыли и побежал. Жизнь больше и сильнее, чем смерть... Пять лет уже прошло. Вон ребята опять идут на занятия радостные, веселые, какими и те мальчишки и девчонки были в начале учебного года", – смотрит на колледж через окно храма священник.

Отец Валентин говорит, что поначалу родные и близкие погибших часто приходили в эту церковь. И до сих пор редко, но приходят.
"Это забывать нельзя, иначе переживем заново все. Я бываю на кладбище. Там непросто быть. Наша задача молиться – это то, что мы можем", - говорит настоятель.
Сегодня в храме Святых Жен-Мироносиц снова будут служить панихиду: "Упокой, Господи, души невинно убиенных рабов твоих: Руслана, Рудена, Алины…", - и назовут еще много имен.
Память не умрет
"Это была трагедия, которая всколыхнула не только Керчь, но и всю Россию. Такой теракт: 20 человеческих жизней", - вспоминает 17 октября 2018 года глава администрации Керчи Святослав Брусаков.
Тогда он еще не был мэром города. Находился на работе и буквально в течение получаса после теракта уже был на месте. Рассказывает, как туда немедленно прибыли спасатели, сотрудники правоохранительных органов и просто неравнодушные люди с материка, Крыма. В больнице сдавали кровь. Пытались помочь родителям, родственникам погибших и раненных.
"Большую помощь, в том числе и финансовую, оказывала Республика Крым. Были выделены и федеральные средства. Родственникам погибших выплачено порядка 40 млн, порядка 50 млн – пострадавшим. Уже прошло пять лет, но до сих пор мы с некоторыми студентами на связи, помогаем им. Там были и иногородние. Они теперь наши", - говорит Святослав Брусаков.
i

В 2021 году было принято решение открыть мемориал в память о погибших. Скульптор, заслуженный художник РФ Андрей Ковальчук, создал проект памятника совершенно безвозмездно. На его изготовление администрация нашла средства из местного бюджета. По пожеланиям родственников погибших сделали аллею памяти. Родители высадили деревья.

"Я бываю на кладбище часто. Память не умрет. Мы должны жить спокойно, уверенно, но в то же самое время защищенно. Жизнь продолжается", - говорит Святослав Брусаков.
А 20 бронзовых жаворонков на городском кладбище Керчи продолжают свой полет в вечность над надписью в бронзе "Они хотели жить…"
Постамент мемориала погибшим в Керченском политехе
Постамент мемориала погибшим в Керченском политехе
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала