Король красоты и скорости Жан Бугатти
© Фото: ru.wikipedia.orgЖанберто Мария Карло (Жан) Бугатти
© Фото: ru.wikipedia.org
Владислав Сергиенко, РИА Новости Крым
Автомобили стали смыслом его яркой, но короткой жизни, пролетевшей как спорткар мимо трибун с болельщиками. Может быть, потому, что сын выходца из Италии, основавшего французскую компанию Automobiles Ettore Bugatti, все свое детство провел в автомастерских...
15 января 1909 года в Кельне в семье известного автостроителя Этторе Бугатти родился сын, которого назвали Жанберто.
Элегантность и мощь
Немного из истории семьи. Этторе Бугатти был единственным в семье, кто посвятил жизнь технике, а не красоте (впрочем, можно ли так категорично разделять их?). Его отец выбрал профессию декоратора и мебельщика, а младший брат стал скульптором. Этторе же было не до искусства, он на заре автомобилестроения грезил машинами, хотел создать нечто революционное.
Жанберто, которого на французский манер называли Жаном, подрастая, помогал отцу: к двадцати годам предлагал новые стилистические и конструктивные идеи, показывая, что не зря в детстве его игрушками были "железки" в мастерских. И уже совсем молодым принял участие в создании Bugatti Type 50.
© Фото: autowp.ru/RIIKO-ANDRE NUUDBugatti Type 50 Roadster
© Фото: autowp.ru/RIIKO-ANDRE NUUD
Bugatti Type 50 Roadster
Легендарный родстер для того времени был прорывом: мощный V8 объемом в 4,9 литра разгонял автомобиль почти до 200 километров в час, что для начала XX века было серьезным показателем.
Параллельно завод выпускает роскошный шестиметровый Bugatti Type 41 Royale, который становится воплощением элегантности среди автомобилей того времени. По легенде, при создании этого авто Жан вдохновлялся… изгибами сломанного стула, сделанного его дедом Карло, а статуэтку в виде слона, которую устанавливали на эти машины, создал его его дядя Рембрант.
© Фото: autowp.ruBugatti Type 41 Royale
© Фото: autowp.ru
Bugatti Type 41 Royale
Всего было выпущено шесть Type 41, и все они дожили до наших времен. Планировалось, что будет выпущено 25 таких машин, но их чудовищная на тот момент стоимость в 30 тысяч долларов планы подкорректировала.
От автомобиля к поезду
В 30-х годах прошлого века в Европу пришел экономический кризис. Казалось, Bugatti, как производителю очень дорогих автомобилей, суждено покинуть мировой рынок, но… Все изменили поезда.
© Фото: autowp.ru/Bernhard AngererРуль и приборная панель Bugatti Type 41 Royale
© Фото: autowp.ru/Bernhard Angerer
Руль и приборная панель Bugatti Type 41 Royale
Французские железнодорожники обратились к Этторе с просьбой разработать и построить "рельсобус". Благо на заводе оставалось еще немало двигателей объемом в 12,7 литров, которые ставились на Type 41, и их решили применить в "паровозостроении". Это помогло выйти заводу из крутого пике.
И дало свободу Жану, ведь Этторе перебрался в Париж, оставив сыну в управление завод в Мольсхайме.
А Жан только этого и ждал. Тут же был родился план выведения семейного бизнеса из кризиса, было принято решение сократить модельный ряд и создать принципиально новую машину, которую можно было бы "подгонять" под нужды клиентов. Вскоре с завода выехал первый Bugatti Type 57.
Это была очередная революция: автомобиль при весе всего в 950 килограммов "выдавал" мощность в 135 лошадиных сил, что давало ему возможность разгоняться до 153 километров в час. На его базе создавались седаны, родстеры и кабриолеты, модель постоянно дорабатывалась, и вскоре Жан презентовал одно из своих любимых детищ – Bugatti Type 57 Atalante.
© Фото: autowp.ruBugatti Type 57 Atalante
© Фото: autowp.ru
Bugatti Type 57 Atalante
Родстер, созданный всего в 17 экземплярах, разгонялся до 190 километров в час, обладал элегантным каплевидным кузовом, обтекаемыми фарами и обратно открывающимися дверями.
Последний полет звезды
Но Жан Бугатти грезил гонками. Он хотел не только создавать быстрые и красивые автомобили, он хотел на них побеждать. Этторе всячески отстранял сына от опасного увлечения: на гонках гибло по 60-70 человек в год.
Но разве можно остановить того, кто стремится к скорости? Жан продолжает работу над скоростными автомобилями. Используя опыт Type 57, он создает уникальный автомобиль, вершину автостроения того периода – Atlantic. Первый в мире суперкар, кузов которого сделан из сплава магния и алюминия, а для стыковки деталей использовалась не сварка, а клепки. Со стремительным разгоном до 200 км/ч.
© Фото: autowp.ruBugatti Type 57S Atlantic
© Фото: autowp.ru
Bugatti Type 57S Atlantic
В 1939 году следующий автомобиль Жана Бугатти Type 57C Tank побеждает в 24-часовой гонке Le-Mans. Тогда Жан решает провести собственный тест автомобиля на дорогах общего пользования. На трассе Мольсам-Страсбург он уже разогнал автомобиль до максимальных 200 км/ч, когда увидел едущего на встречу на велосипеде местного жителя. Жан попытался избежать аварии и вылетел за пределы дороги, сметая все на своем пути...
Ему было 30 лет. Его путь в вечность был как его жизнь - скорость во главе угла.
***
Фамильный завод Bugatti существует и в наше время. И хоть принадлежит Volkswagen, но придерживается тех традиций, которые заложили отец и сын Бугатти. Из его ворот выезжают автомобили, которые являются эталоном стиля и скорости даже на нынешнем рынке, где от производителей суперкаров уже тесно.
Модели Veyron и Chiron стали классикой среди конкурентов, а выпущенный в единственном экземпляре Bugatti La Voiture Noire, на создание которого конструкторов вдохновил классический автомобиль Жана Бугатти Type 57SC Atlantic, был продан на Женевском автосалоне за сумасшедшие 18,9 миллионов долларов.
© Фото: autowp.ruBugatti La Voiture Noire
© Фото: autowp.ru
Bugatti La Voiture Noire