Ловись рыбка большая: какой промысел нужен Крыму в заливе Сиваш
© РИА Новости Крым . Александр ПолегенькоРыбаки сортируют пойманную кефаль-лобана по ящикам
© РИА Новости Крым . Александр Полегенько
СИМФЕРОПОЛЬ, 17 авг – РИА Новости Крым, Наталия Назарук. Залив Сиваш на северо-востоке Крыма планируют целиком сделать промысловым районом и тоннами добывать там кефаль. Об этом сообщается на официальном сайте крымского правительства. По словам чиновников, задача – увеличить промысел кефали на 150-200 тонн. Но есть ли в заливе такое количество рыбы?
Ученые, изучающие Сиваш многие годы, в том числе и изменения в нем после перекрытия Северо-Крымского канала, уверены: рыба может и есть, но добывать ее можно только в северных районах. Юг же залива давно стал гиперсоленым, и его можно было бы использовать гораздо более выгодно. Между тем ценнейшие организмы – артемии и хирономиды (мотыль – ред.) – варварски и бесконтрольно уничтожаются.
Что и как хотят и собираются ловить в Сиваше, чем залив мог бы быть полезен после того, как туда перестала поступать пресная вода из Северо-Крымского канала, разбирался РИА Новости Крым.
Возродить рыболовство по-крымски
Несмотря на то, что экосистема в заливе Сиваш за последние семь лет существенно изменилась, рыбный промысел в нем можно восстановить в тех объемах, который был еще до 2014 года. Собственно, именно для этого и планируется сделать его целиком промысловым, пояснил в беседе с РИА Новости Крым вице-премьер крымского правительства – министр сельского хозяйства республики Андрей Рюмшин.
По его словам, сегодня за год все рыбаки, занимающиеся промыслом в заливе, в сумме добывают 150 кг кефали. А еще до 2014 добывали те самые 150-200 тонн. Такое резкое падение уловов связано с не урегулированными под крымскую специфику правилами рыболовства в России, отметил чиновник.
"Сроки разрешения на вылов действуют тогда, когда в Сиваше рыбы нет. Любая рыба мигрирует, и любую рыбу мы ловим в определенный момент времени. Та же история и с кефалью, которая заходит в Сиваш несколько раз в году из Азова. За тот урывок времени, который определен законом, люди успевают выловить только 150 кг, - пояснил Рюмшин. – Поэтому мы и хотим открыть этот район для промысла целиком".
Другая задача ведомства – разрешить рыбакам пользоваться правильными орудиями лова. Сегодня рыбакам на Сиваше можно пользоваться только сетями с 30-миллиметровой ячейкой. Однако они губительны для молодняка кефали, вылов которого к тому же запрещен.
"Ячея мельче просто не дает ей уйти, держит рыбу по морде, более крупная ячея пропускает рыбу. А "тридцатка" берет молодь – непромысловый размер – за жабры. Это все равно что в легкие штырь загнать: даже если ее потом выпускаешь, она все равно гибнет, - сравнил чиновник. – Поэтому рыбаки сами против того, чтобы использовать "тридцатку". Они же заинтересованы в том, чтобы сохранить промысел. В последние годы многие просто не берут разрешение на вылов, чтобы не убить ту рыбу, которую они и так не имеют права ловить".
При этом объем в 150-200 тонн можно вылавливать без всякого ущерба для популяции, уверен Андрей Рюмшин.
"150-200 тонн – это тот объем, который вылавливался рыбаками, когда сроки и орудия лова соответствовали условиям промысла, то есть до вхождения Крыма в состав РФ, – отметил он. – Да, у нас сейчас нет опреснения Сиваша из Северо-Крымского канала. Но кормовая база сохранилась. А количество только увеличилось, потому что та же наука с каждым годом дает все большие объемы вылова по Таганрогскому заливу, по Ростову, по Краснодару. Рыбы-то не стало меньше. И здесь не удастся провести никакие исследования без разрешения промыслового лова, по-другому не получится. Только разрешив промысел, можно установить популяцию".
Гиперсоленость залива, по мнению начальника управления рыболовства, никак не отразится на рыболовецком промысле.
"Площадь залива где-то около 120 тысяч гектаров. Сейчас, когда наблюдается локальное засоление залива, сказать, что мы будем ловить рыбу только там или только здесь, невозможно. В зависимости от ветров и от осадков течение меняется, а вместе с ним и дислокация рыбы, – пояснил Рюмшин. – Залив не засолоняется до такой степени, чтобы там вообще не было рыбы. В зависимости от ветра она "гуляет" на 40-50 км в разные стороны. Кроме того, водоем неглубокий, и рыба достаточно себя показывает, ее нахождение видно и по цвету воды, и по другим признакам".
Другая ценность Сиваша
Совсем иначе о промысловой зоне в Сиваше рассуждают ученые. Заниматься промыслом хамсы и пеленгаса в северной части Сиваша теоретически возможно. Вопрос только в том, насколько это рентабельно и реальны ли те объемы, которые озвучили в Минсельхозе. Такое мнение РИА Новости Крым высказал кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник ФИЦ ИнБЮМ РАН Николай Шадрин.
По мнению ученого, много лет занимающегося изучением гиперсоленых водоемов в Крыму, в том числе и Сиваша, соленость в заливе нарастает от севера к югу на протяжении почти 100 километров.
"В северную часть Сиваша рыба заходит. В принципе, она вполне может добываться. Но надо учитывать, что далеко на юг она не пойдет и будет идти максимум до границы с теми водами, где соленость уже выше 50 граммов на литр. Это небольшая часть Сиваша. Остальная часть – гиперсоленая, там рыбы нет и добывать, соответственно, нечего", - считает ученый.
С другой стороны, по словам Шадрина, без серьезных системных исследований нельзя сказать, в каких объемах можно вести добычу и насколько это будет рентабельно.
"На чем базируется такой прогноз (150-200 тонн – ред.), я не знаю. Насколько мне известно, никто не занимался реальной оценкой запасов кефали, заходящей в Сиваш. Если у Южного отделения ВНИРО есть соответствующие исследования, то мне очень интересно было бы взглянуть на данные, на основании которых они дают такие прогнозы", - отметил специалист.
Вместе с тем намного выгоднее было бы вести на Сиваше другой промысел, более ценный. Речь о личинках хирономид (комаров-звонцов или, по-простому, мотыля – ред.) и рачках артемии, которые имеют большое значение для медицины, фармацевтики и аквакультуры. Сегодня заготовка как минимум первых ведется варварским способом.
"Я сам неоднократно видел этот процесс: насосом качают все донные осадки, фильтруют из них хирономид, уничтожая при этом все остальное! – сетует Николай Шадрин. – Кто это контролирует, кто выдает на это разрешение, я не знаю. А между прочим, эти биоресурсы более перспективны для промысла на Сиваше!".