Робин Гуды наших дней: нужны ли нам борцы за справедливость?
© Источник: gdb.rferl.orgАфиша фильма "Алим" 1926 г. Был снят Всеукраинским фотокиноуправленим, поэтому афиши дублировались на украинском
© Источник: gdb.rferl.org
Описание
Чтобы посмотреть фильм "Алим", люди приезжали в Симферополь даже из отдаленных сел. Премьера состоялась 95 лет назад, 16 августа 1926 года в Москве, но до Крыма кинолента добралась только к осени.
В местных газетах публиковали восторженные отзывы и краткое содержание: "В Крыму на кожевенной фабрике Али-бая работает крестьянин Алим. За открытый протест против невыносимых условий труда хозяин увольняет его... Он посещает прежних своих товарищей, пытаясь толкнуть их на протест против эксплуатации хозяина".
Про легендарного крымского разбойника, прозванного в народе "татарским Робин-Гудом", уже снимали кино. Фильмы были о бедняке с несчастной любовью, мстящем тем, кто вверг его во все бедствия. В советском варианте требовалась другая идея: бедняк, который противостоял эксплуататорам.
И раздавал, и забирал
Сквозь легендарную историю про Алима проклевываются ростки исторической правды: дезертирство из армии, возвращение в Крым и промысел на больших дорогах в 1848-1849 годах. Много ограбленных, ни одного убитого.
Правда и то, что Алим время от времени раздавал неимущим деньги и вещи.
Но и забирал тоже.
© Источник: kino-teatr.ruКадр из фильма "Алим". Разбойника сыграл известный крымский актер Хайри Эмир-Заде
© Источник: kino-teatr.ru
Кадр из фильма "Алим". Разбойника сыграл известный крымский актер Хайри Эмир-Заде
Из рапорта на имя Таврического губернатора, 1849 г.:
Мещанин из г. Берислав еврей Гериш Боткин объявил, что при следовании его с извозчиком, колонистами и прочими еврейками, коих было 9 душ,… напал на них татарин разбойник, требовал денег. Но когда стали отказывать, что они люди бедные и денег у себя ничего не имеют, то он грозил кинжалом в руках смертию. Всем велел раздеться донага, что ими и исполнено. Пересмотрел все вещи, потом стоящий в фургоне чемодан Боткина. Разрезал оный ножом, стащил из него сюртук черного ластику, в боковом кармане которого хранились 60 рублей серебром и кредитные билеты, жилет атласный по черному полю в цветах.
В Госархиве РК хранятся два толстых уголовных дела. Одно — "О появлении в Симферопольском и в Феодосийском уезде разбойника…". Другое посвящено выявлению сообщников "крымского Робин-Гуда".
Легенды умалчивали, что вокруг знаменитого разбойника сложилась полноценная, языком современной юриспруденции, "организованная преступная группировка". Два приятеля, с которыми Алим выходил грабить, были закоренелыми рецидивистами. Один трижды побывал в арестантских ротах, второй имел за плечами пять "ходок". Другие подельники ранее "не судились, не привлекались".
В сообщники угодили десятки крымчан. За перепродажу награбленного, укрытие добычи, снабжение оружием и боеприпасами.
© Источник: kino-teatr.ruАлима судят. По версии советского кинематографа, он боролся с эксплуататорами. Кадр из фильма "Алим"
© Источник: kino-teatr.ru
Алима судят. По версии советского кинематографа, он боролся с эксплуататорами. Кадр из фильма "Алим". Архивное фото
Сам Алим, если судить по документам уголовных дел, явно не относился к стяжателям. Он не копил деньги, не дорожил вещами. После него не осталось имущества: ни домика с садом, ни узелка с золотом.
Самый известный крымский разбойник был малограмотным, далеким от политики. И совсем не борцом за светлое будущее и народное счастье.
Зато умел убеждать людей. Осенью 1848 года полицейский следователь Булат Нетим оглу проходил ночью по Симферопольскому горсаду и опознал в лежащем на скамейке человеке Алима. Смог задержать. Но через несколько месяцев разбойник сбежал, вместе с… караульным солдатом: убедил того открыть камеру.
Справка
33-летний Алим Азамат оглу был пойман осенью 1849 года у чабанов, на одной из кошар Чатыр-Дага. Был приговорен в январе 1850 года к трехкратному прохождению через строй в 500 солдат, наказанию шпицрутенами и ссылке на каторгу, на Аландские острова, принадлежавшие в то время Российской империи. Неизвестно, выжил ли Алим после физического наказания.
Каждый сам за себя
Разбойник, который не обирал бедняков и даже делился, стал легендой, символом всем понятной справедливости. Он был за бедных и против богатых.
Но и сейчас между богатыми и всеми остальными ширится пропасть. Об этом говорят экономические цифры в разных странах. Об этом рассказывают телеканалы, показывая яхты и хоромы в золоте.
Однако между нашим ощущением бедности и ощущением человека XIX века разница есть. Сегодня мы, по счастью, не исчисляем бедность в умерших от недоедания и болезней детях, в старости, наступающей в 40 лет, в тяжелой физической работе от зари до темна.
И все же есть ли сегодня спрос на похожих борцов за справедливость?
"Особенность нашего времени в том, что нет единого общего знаменателя этой самой справедливости, — рассказал социолог, доцент философского факультета Таврической академии КФУ Андрей Зоткин. — Имеется множество маленьких, локальных "справедливостей". Запрос на социальную справедливость есть, а общего понимания, которое приняло бы все общество, нет".
Сейчас, отметил социолог, каждый сам за себя. Люди объединяются, когда возникает волнующая их локальная задача. Отстоять, например, от застройки сквер или парк. Или провести куда-то дорогу. Или наказать группу хулиганов.
Фактически, считает эксперт, справедливость измельчала. Малые справедливости неспособны объединиться в одну большую именно из-за того, что изменились отношения между людьми. Они не готовы жертвовать чем-то личным ради общего.
"Взять хотя бы вот такую проблему: социальные фильтры, неравенство возможностей, которые не дают молодым людям получить желанную профессию, занять достойное место в жизни, — приводит пример Андрей Зоткин. — Важно для страны? Да. Молодежь в последнее время сознательно стала отказываться от многого. От поступления в вузы, у них уже стремление не в МГУ, а в ПТУ. Отодвигается создание семьи, рождение детей. Потому что сужены возможности".
Нельзя сказать, что нет образов героев, которых люди воспринимают как борцов за справедливость. Но они – из кино. Прекрасные, идеальные и несуществующие.