Преступника прошлое "догонит": День сотрудника органов следствия РФ
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу СевастопольСледственные действия на месте происшествия
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу Севастополь
25 июля отмечается День сотрудника органов следствия РФ. Об их работе мы обычно узнаем на финальном этапе, когда подозреваемый пойман и изобличен. Огромная, сложная и трудная работа, которая этому предшествует, остается невидимой.
Наталья Дремова
Сотни, если не тысячи человек уезжают каждый день летом с автовокзала Евпатории. Мужчина, который садился в автобус, от других пассажиров ничем не отличался. Может, нервничал чуть больше других. И было отчего: несколько часов назад он забил до смерти своего знакомого и сбросил тело в канализационный колодец. Но в итоге сбежать этому пассажиру не удалось. И даже легализоваться: отсидел за другое преступление, назвавшись чужим именем и фамилией. Соврал, что потерял паспорт, а после колонии оформил новый документ. Прошло больше двух десятков лет, но возмездие за убийство его все-таки догнало.
25 июля отмечается День сотрудника органов следствия РФ. Об их работе мы обычно узнаем на финальном этапе, когда подозреваемый пойман и изобличен. Огромная, сложная и трудная работа, которая этому предшествует, остается невидимой. О ней рассказали нам сотрудники Главного следственного управления СК РФ по Республике Крым и городу Севастополю.
Находка в сарае
Дело о трупе в канализационном колодце Евпатории 22 года оставалось нераскрытым. Ни подозреваемых, ни вещественных доказательств. Но сохранились вещи убитого. А криминалисты были вооружены современной техникой. С ее помощью обнаружили и сняли один-единственный отпечаток пальца.
Заместитель руководителя управления криминалистики Главного следственного управления СК РФ по Республике Крым и городу Севастополю Игорь Левашов рассказал, что тщательно изучались и материалы самого дела, удалось установить имена свидетелей. Некоторые были еще живы и помогли определить круг общения жертвы. Так появился подозреваемый. И отпечаток пальца в базе данных нашелся. Правда, принадлежал он человеку с другими данными, который как раз отбывал срок наказания за очередную кражу, вот-вот должен был выйти.
Визит в колонию подтвердил: подозреваемый в убийстве живет под чужим именем. На выходе из колонии у ворот его уже ждали сотрудники МВД и Следственного комитета.
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу СевастопольСтарший следователь-криминалист управления криминалистики ГСУ по Республике Крым и городу Севастополю Андрей Горюнов на месте преступления
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу Севастополь
Старший следователь-криминалист управления криминалистики ГСУ по Республике Крым и городу Севастополю Андрей Горюнов на месте преступления
Несколько лет назад старшему следователю-криминалисту управления криминалистики ГСУ по Республике Крым и городу Севастополю Андрею Горюнову достались материалы о безвестном исчезновении двух жительниц райцентра Ленино в 2013 году. То, как они пропали, заставляло предполагать самое страшное, поэтому и уголовное дело возбудили по статье "убийство". Следователь стал проверять обстоятельства, окружение, и обратил внимание на местного жителя. Немало времени ушло, чтобы собрать доказательства его причастности к исчезновению женщин. Пропавшие нашлись: в сарае, принадлежащем этому мужчине - связанные и задушенные. Одно тело убийца завернул в ковер из своего дома… Жертв, как потом выяснилось, могло быть три: одной повезло вырваться и спастись.
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу СевастопольЭто сапог одной из жертв, пропавшей в райцентре Ленино. Убийца спрятал тела двух женщин в сарае
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу Севастополь
Это сапог одной из жертв, пропавшей в райцентре Ленино. Убийца спрятал тела двух женщин в сарае
Дяденька с конфетами
Следователь управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Республике Крым и г.Севастополю Денис Комаров свою работу в Крыму начинал в Керчи. И первым его делом, возбужденным меньше чем через две недели после возвращения Крыма в Россию, стало расследование изнасилования отцом своей несовершеннолетней дочери.
"Обычный вроде человек с виду, и психически нормальный, — вспоминает Денис Комаров. — Что у него в голове творилось, только гадать можно. Девочка сама обратилась за помощью. А ситуация в семье просто классическая: мама полностью была на стороне мужа, не верила дочери, не стремилась ее защитить".
Кстати, следователи, прибывшие из разных регионов страны для работы в Крыму, сразу обратили внимание на большое количество насильственных преступлений в отношение детей. Объяснялось это тем, что при Украине уголовные дела против насильников в семьях возбуждали неохотно, до судов они доходили еще реже.
Например, крымчанин, который совершал, говоря языком протокола, "насильственные действия сексуального характера", много лет чувствовал себя безнаказанным. Знакомился с детьми, выбирая из неблагополучных или малообеспеченных семей, за которыми родители не присматривали.
"Играл, угощал конфетами, и… трогал за разные места, делал движения, имитирующие половой акт, — сообщил Денис Комаров. — У него еще были хорошие фотоаппараты, изъяли технику — а там полно порнографических материалов. В том числе и кадров с пляжа, где он фотографировал раздетых детей. Насколько он был опасен? Полно примеров, когда годами такие люди удовлетворяли свои потребности вот так, а потом переходили к насилию и даже к убийству…"
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу СевастопольСоставление протокола
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу Севастополь
Составление протокола
Кстати
В практике Дениса Комарова был случай, когда работа следователя помогла восстановить справедливость. Мужчину обвинили в том, что он заманивал в машину детей и совершал над ним насилие. Настоящий виновник машину одалживал у своего знакомого, внешне мужчины были похожи. К тому же оба выходцы из дальнего зарубежья, с характерными восточными чертами лица. А дети были напуганы, прошло время, обидчика помнили примерно. И… опознали владельца автомобиля. Тот провел год в местах лишения свободы, но суд его оправдал. Следователь нашел настоящего преступника. И смог доказать, что именно арендатор авто виноват в серии преступлений. Сейчас дело находится в суде.
Кровь в кафе
Представьте: приходит утром в кафе владелец. Открывать свое заведение. И видит в зале… пятна крови. Симферопольский предприниматель не стал самостоятельно гадать, разбили тут кому-то физиономию или у сотрудника пошла кровь носом. Он вызвал правоохранителей.
Следователь-криминалист решил не ограничиваться осмотром самого зала кафе. "На расположенном рядом участке обнаружилась свежевскопанная земля. Кто-то вырыл яму и попытался похоронить два тела со следами многочисленных ножевых ранений", — вспоминает Андрей Горюнов.
Нашли посетителей кафе, которые вспомнили двух парней, "отдыхавших" здесь и поссорившихся с двумя мужчинами из-за внимания молодой сотрудницы. В общем, подозреваемых вычислили очень быстро. И одного из них, только освободившегося из колонии рецидивиста, почти сразу задержали. А вот второй "гулял" дольше. При этом следователя не покидало ощущение, что два приятель-уголовника "отпраздновали" в Крыму освобождение не одним преступлением.
Интуиция не подвела. Когда второго рецидивиста задержали, при нем оказался чужой паспорт со следами крови. Он привел к разгадке исчезновения крымского таксиста. Выяснилось, что с него-то и началось кровавое "турне" по полуострову. Приятели-разбойники убили в Ялте таксиста, довезли до Симферопольского района и зарыли тело на свалке. А машину продали. За криминальным дуэтом числились и другие преступления: на Южном берегу, в Симферопольском и Джанкойском районах. Один из преступников был приговорен к пожизненному лишению свободы, второй — к 20 годам колонии.
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу СевастопольОпрос свидетеля
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу Севастополь
Опрос свидетеля
Только в книгах и фильмах преступления хитро задуманы и почти безупречно исполнены. В жизни 90% убийств — это либо "напились, поссорились, убили", или "нужны были деньги, пошли, убили, взяли".
А вот старшему следователю-криминалисту Управления криминалистики Сергею Захарцеву пришлось столкнуться как раз с делом, которое годится для сценария детектива. Это был "висяк" из 1995 года. Тогда в автомобиле у села Веселое Симферопольского района нашли три тела. Мужчин застрелили.
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу СевастопольСледователи на месте происшествия
© Фото: пресс-служба ГСУ по республике Крым и городу Севастополь
Следователи на месте происшествия
Был в деле подозреваемый, но с алиби. Он утверждал, что тот день провел со своей знакомой, студенткой Крымского мединститута. Вещдоков по делу оказалось мало, но была среди них тетрадка: изъятый журнал посещения студентами занятий в 1995 году. Почему-то его тогда никто не удосужился изучить. А вот Сергей Захарцев нашел в нем запись: студентка с утра и до окончания учебного дня была в вузе... А кому нужно фальшивое алиби? Может, убийце?
Так и было. Удачно вывернувшийся во время расследования преступления по горячим следам мужчина убил своих приятелей из-за карточного долга. Он проиграл три тысячи долларов и придумал, как "решить проблему". Расстрелял и своего карточного кредитора, и двух других пассажиров машины - свидетелей. Уехал в Москву. Потом вернулся в Крым, нашел фиктивную жену, сменил фамилию. Даже озаботился, чтобы время от времени запугивать тех, кто мог что-то рассказать о нем.
И все равно получилось, как в пословице: сколько веревочке ни виться…