https://crimea.ria.ru/20210516/Kak-ostanovit-strelbu-v-shkolakh-mnenie-krymskogo-psikhiatra-1119583073.html
Как остановить стрельбу в школах: мнение крымского психиатра
Как остановить стрельбу в школах: мнение крымского психиатра - РИА Новости Крым, 16.05.2021
Как остановить стрельбу в школах: мнение крымского психиатра
О том, почему подростки становятся убийцами, как вычислить потенциального террориста, виноваты ли в агрессии школьников компьютерные игры рассказал психиатр, доцент кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета Анатолий Гребенюк.
2021-05-16T12:02
2021-05-16T12:02
2021-05-16T18:07
общество
новости
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111803/94/1118039474_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_ea753dc70752495eb52bc05fc20c8e97.jpg
СИМФЕРОПОЛЬ, 16 мая - РИА Новости Крым. История о том, как утром 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев открыл стрельбу по ученикам и сотрудникам одной из школ в Казани, облетела и всколыхнула Россию. Крым столкнулся с подобной проблемой ранее – в Керчи 17 октября 2018 года студент Владислав Росляков взорвал в колледже самодельную бомбу и устроил стрельбу. В результате погиб 21 человек — 15 студентов и шесть сотрудников учебного заведения. О том, почему подростки становятся убийцами, как вычислить потенциального террориста, виноваты ли в агрессии школьников компьютерные игры, мы поговорили с психиатром, доцентом кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета Анатолием Гребенюком в ходе пресс-конференции в пресс-центре МИА "Россия сегодня" в Симферополе. Итак, рассказывает специалист: Такого рода массовые преступления, как в Казани, совершались всегда, сколько существовало человечество. Но когда появился интернет, об этих событиях стали говорить чаще - мы оказались совсем в другой реальности, в ней информация легко распространяется и превращается в мифы и слухи, которые эмоционально "заводят" огромный процент людей.С проблемой преступлений в школах впервые столкнулись исследователи из США в 1999 году. Мы знаем, что в Америке преступления такого рода происходят чаще, чем где бы то ни было. Не из-за того, что там плохие люди, и даже не из-за того, что там оружие более доступно, хотя это тоже весомый фактор – в Америке населения в три раза больше, чем в России. В США каждые 64 дня происходят массовые преступления. Но когда такие теракты происходят на территории учебных заведений, где находятся дети, это сразу приобретает большой общественный резонанс.К сожалению, СМИ ведут себя крайне психологически безграмотно и формируют неправильные выводы. Еще в 2016 году Американская ассоциация психологов официально обратилась к средствам массовой информации и к блогерам с требованием о недопустимости распространения фамилии, имени преступника, его фото. Результаты исследований института профилактики преступлений, насилия и практической криминологии Германии доказали, что до 30% такого рода преступлений совершаются из подражательных мотивов. Доказано, что после того, как о подобном происшествии начинают трубить СМИ, примерно через две недели идет подражательное повторение. Это происходит в 70% случаев. Я считаю, что если нельзя законодательно закрыть подобную информацию, то должна быть этика, внутренний кодекс журналиста о ее нераспространении.Как определить психологические проблемы у подростка - эксперт >>Я хочу развеять несколько мифов относительно шутинга. Прямой связи между компьютерными играми и преступлениями нет. Точка. Забыть. Это миф. Так же, как и между реальными играми с имитацией оружия, например, пейнтболом.Второй миф – это миф о том, что массовые расстрелы совершают только подростки. Ведущий мировой специалист Питер Лангман на протяжении последних лет профессионально занимается этой проблематикой. Им изучено больше 150 случаев шутинга. Он пришел к нескольким интересным выводам:- Нет никакого психологического профиля преступника.- Подобные преступления совершают не только подростки, но лица от 11 до 62 лет.- Не надо думать, что хулиганить, безобразничать, совершать преступления могут только мальчики. В этих процентах есть и девочки.- Не надо думать, что те, кто идет и совершает преступления на территории школы, делают это из мести. Это не так. Из 150 исследованных случаев был только один подобный.- Обычно ищут причинно-следственную связь – кто-то кому-то сказал плохое слово, кто-то кого-то обидел, подразнил и после этого преступник пошел в школу убивать. Так вот, прямой связи между буллингом и шутингом нет.Все преступники попадают в три категории:– так называемые психопатические личности;– психотические преступники, находящиеся в психозе, во власти бреда, галлюцинаций и т.д.;- перенесшие так называемую психотравму. Но психотравма - это не "двойка" и не наказание родителя за то, что себя плохо вел. Психотравма - это насилие над личностью и над физическим телом, которое приводит к развитию психического расстройства, как минимум к неврозу.При этом описанные три категории личности не идут сразу совершать преступление, у этих трех типов наблюдаются сниженные адаптационные возможности к стрессу. Их личность – это предпосылка не к преступлению, а к декомпенсации. А на эту предпосылку накладывается целая серия неблагоприятных факторов. Например, в школе проблемы, девушка любимая бросила, родители разводятся, папа алкоголик... Что происходит, когда человек попадает в такую ситуацию? У него возникает чувство обиды, вины и агрессия. А люди что делают? Мы же редко себя виним, а начинаем искать, кто же виноват. И тут на арену выходят СМИ, которые рассказывают, как реализуется обида. Круг замыкается.В 30% случаев информация о том, кто совершил преступление, и о примитивных причинно-следственных связях преступника, например, из-за того, что у него несчастная любовь или мама джинсы не купила, вызывает у внимающего такой информации вывод: ага, и мне не купила.Проблематика шутинга решается прежде всего через внимание к психологическим особенностям друг друга. Какие есть психологические факторы риска? На что должны обращать внимание и педагоги, и родители, и школьные психологи?В группы риска попадают:- лица, которые высказывают суицидальные намерения или делали суицидальные попытки,– лица, которые склонны к накопительству обид,– те, которые испытывают ощущение отверженности и обиды на окружающих,– которые имеют доступ к оружию. Все, кто совершил подобные преступления, имели опыт использования оружия и имели доступ к нему.На такое пойдет только человек со сниженными адаптивными возможностями. То есть обычный, нормально развивающийся ребенок на такое не способен. Вспомните, ведь в школе всех нас ругали, но никто ж не пошел всех взрывать.Детей, которые входят в так называемую группу риска, школьные психологи прекрасно знают, они с ними работают. Школьный психолог следит, "нюхает атмосферу". Он знает, какая атмосфера окружает педагога, какая царит в классе. И если он видит, что эта атмосфера становится агрессивной, он начинает ее корректировать. На сегодняшний день психолог - это специалист по атмосфере.Но проблема еще в чем? Дело в том, что мы говорим о несовершеннолетних. Если психолог видит некую проблему, то он должен спросить позволения у родителей такого ребенка протестировать и обследовать. А вот родитель может еще и обвинить психолога, что тот придирается, делая из его кровиночки сумасшедшего. Будем говорить прямо: у наших родителей крайне низкая культура психологического образования.Мировая практика показала: лучшая профилактика шутинга - не камеры, не охрана, хотя и это, как и контроль в интернете, нужно. Самое главное - это дополнительная подготовка педагогов в области обнаружения признаков потенциально агрессивного поведения. Подобные курсы есть в Германии, в США… Надо уметь разговаривать с ребенком, чтобы увидеть возможные отклонения. Если ты разговариваешь с человеком - ты держишь ситуацию под контролем. Главными должны быть несколько факторов: внимание к группе риска, внимание к эмоциональному состоянию, внимание к накоплению обид и депрессии, внимание к аутоагрессивным, суицидальным действиям, и обязательно, чтобы доступ к оружию был исключен.
https://crimea.ria.ru/20200219/Ekspert-FBR-Shkolnogo-strelka-ne-ostanovit-ramkami-i-okhranoy-1117491255.html
https://crimea.ria.ru/20210513/Skulshuting-v-Kazani-Kak-izbezhat-podobnogo-1119572060.html
https://crimea.ria.ru/20210417/Krymskiy-spetsnaz-o-vrede-peyntbola-yarkoy-zhizni--i-zabvenii-1119476087.html
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://crimea.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111803/94/1118039474_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_bc413027cc10661419c69cb1e2ee62e5.jpgРИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости Крым
news.crimea@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, новости
Как остановить стрельбу в школах: мнение крымского психиатра
12:02 16.05.2021 (обновлено: 18:07 16.05.2021) О том, почему подростки становятся убийцами, как вычислить потенциального террориста, виноваты ли в агрессии школьников компьютерные игры рассказал психиатр, доцент кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета Анатолий Гребенюк.
СИМФЕРОПОЛЬ, 16 мая - РИА Новости Крым. История о том, как утром 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев открыл стрельбу по ученикам и сотрудникам одной из школ в Казани, облетела и всколыхнула Россию. Крым столкнулся с подобной проблемой ранее – в Керчи 17 октября 2018 года студент Владислав Росляков взорвал в колледже самодельную бомбу и устроил стрельбу. В результате погиб 21 человек — 15 студентов и шесть сотрудников учебного заведения.
О том, почему подростки становятся убийцами, как вычислить потенциального террориста, виноваты ли в агрессии школьников компьютерные игры, мы поговорили с психиатром, доцентом кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета Анатолием Гребенюком в ходе пресс-конференции в пресс-центре МИА "Россия сегодня" в Симферополе. Итак, рассказывает специалист: Такого рода массовые преступления, как в Казани, совершались всегда, сколько существовало человечество. Но когда появился интернет, об этих событиях стали говорить чаще - мы оказались совсем в другой реальности, в ней информация легко распространяется и превращается в мифы и слухи, которые эмоционально "заводят" огромный процент людей.
С проблемой преступлений в школах впервые столкнулись исследователи из США в 1999 году. Мы знаем, что в Америке преступления такого рода происходят чаще, чем где бы то ни было. Не из-за того, что там плохие люди, и даже не из-за того, что там оружие более доступно, хотя это тоже весомый фактор – в Америке населения в три раза больше, чем в России. В США каждые 64 дня происходят массовые преступления. Но когда такие теракты происходят на территории учебных заведений, где находятся дети, это сразу приобретает большой общественный резонанс.
К сожалению, СМИ ведут себя крайне психологически безграмотно и формируют неправильные выводы. Еще в 2016 году Американская ассоциация психологов официально обратилась к средствам массовой информации и к блогерам с требованием о недопустимости распространения фамилии, имени преступника, его фото. Результаты исследований института профилактики преступлений, насилия и практической криминологии Германии доказали, что до 30% такого рода преступлений совершаются из подражательных мотивов. Доказано, что после того, как о подобном происшествии начинают трубить СМИ, примерно через две недели идет подражательное повторение. Это происходит в 70% случаев. Я считаю, что если нельзя законодательно закрыть подобную информацию, то должна быть этика, внутренний кодекс журналиста о ее нераспространении.
Я хочу развеять несколько мифов относительно шутинга. Прямой связи между компьютерными играми и преступлениями нет. Точка. Забыть. Это миф. Так же, как и между реальными играми с имитацией оружия, например, пейнтболом.
Второй миф – это миф о том, что массовые расстрелы совершают только подростки. Ведущий мировой специалист Питер Лангман на протяжении последних лет профессионально занимается этой проблематикой. Им изучено больше 150 случаев шутинга. Он пришел к нескольким интересным выводам:
- Нет никакого психологического профиля преступника.
- Подобные преступления совершают не только подростки, но лица от 11 до 62 лет.
- Не надо думать, что хулиганить, безобразничать, совершать преступления могут только мальчики. В этих процентах есть и девочки.
- Не надо думать, что те, кто идет и совершает преступления на территории школы, делают это из мести. Это не так. Из 150 исследованных случаев был только один подобный.
- Обычно ищут причинно-следственную связь – кто-то кому-то сказал плохое слово, кто-то кого-то обидел, подразнил и после этого преступник пошел в школу убивать. Так вот, прямой связи между буллингом и шутингом нет.
Все преступники попадают в три категории:
– так называемые психопатические личности;
– психотические преступники, находящиеся в психозе, во власти бреда, галлюцинаций и т.д.;
- перенесшие так называемую психотравму. Но психотравма - это не "двойка" и не наказание родителя за то, что себя плохо вел. Психотравма - это насилие над личностью и над физическим телом, которое приводит к развитию психического расстройства, как минимум к неврозу.
При этом описанные три категории личности не идут сразу совершать преступление, у этих трех типов наблюдаются сниженные адаптационные возможности к стрессу. Их личность – это предпосылка не к преступлению, а к декомпенсации. А на эту предпосылку накладывается целая серия неблагоприятных факторов. Например, в школе проблемы, девушка любимая бросила, родители разводятся, папа алкоголик... Что происходит, когда человек попадает в такую ситуацию? У него возникает чувство обиды, вины и агрессия. А люди что делают? Мы же редко себя виним, а начинаем искать, кто же виноват. И тут на арену выходят СМИ, которые рассказывают, как реализуется обида. Круг замыкается.
В 30% случаев информация о том, кто совершил преступление, и о примитивных причинно-следственных связях преступника, например, из-за того, что у него несчастная любовь или мама джинсы не купила, вызывает у внимающего такой информации вывод: ага, и мне не купила.
Проблематика шутинга решается прежде всего через внимание к психологическим особенностям друг друга. Какие есть психологические факторы риска? На что должны обращать внимание и педагоги, и родители, и школьные психологи?
- лица, которые высказывают суицидальные намерения или делали суицидальные попытки,
– лица, которые склонны к накопительству обид,
– те, которые испытывают ощущение отверженности и обиды на окружающих,
– которые имеют доступ к оружию. Все, кто совершил подобные преступления, имели опыт использования оружия и имели доступ к нему.
На такое пойдет только человек со сниженными адаптивными возможностями. То есть обычный, нормально развивающийся ребенок на такое не способен. Вспомните, ведь в школе всех нас ругали, но никто ж не пошел всех взрывать.
Детей, которые входят в так называемую группу риска, школьные психологи прекрасно знают, они с ними работают. Школьный психолог следит, "нюхает атмосферу". Он знает, какая атмосфера окружает педагога, какая царит в классе. И если он видит, что эта атмосфера становится агрессивной, он начинает ее корректировать. На сегодняшний день психолог - это специалист по атмосфере.
Но проблема еще в чем? Дело в том, что мы говорим о несовершеннолетних. Если психолог видит некую проблему, то он должен спросить позволения у родителей такого ребенка протестировать и обследовать. А вот родитель может еще и обвинить психолога, что тот придирается, делая из его кровиночки сумасшедшего. Будем говорить прямо: у наших родителей крайне низкая культура психологического образования.
Мировая практика показала: лучшая профилактика шутинга - не камеры, не охрана, хотя и это, как и контроль в интернете, нужно. Самое главное - это дополнительная подготовка педагогов в области обнаружения признаков потенциально агрессивного поведения. Подобные курсы есть в Германии, в США… Надо уметь разговаривать с ребенком, чтобы увидеть возможные отклонения. Если ты разговариваешь с человеком - ты держишь ситуацию под контролем. Главными должны быть несколько факторов: внимание к группе риска, внимание к эмоциональному состоянию, внимание к накоплению обид и депрессии, внимание к аутоагрессивным, суицидальным действиям, и обязательно, чтобы доступ к оружию был исключен.