СИМФЕРОПОЛЬ, 15 янв – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Россию в наступившем году ждет насыщенный политический сезон: выборы в Госдуму, выстраивание отношений с новой администрацией США, дальнейшая трансформация политической системы в соответствии с обновленной Конституцией. Каковы основные угрозы для России и какие главные задачи стоят перед страной в 2021 году – свои прогнозы дали политические эксперты.
Основные риски для социально-политической стабильности России в этом году, по мнению политологов, будут связаны с продолжением политического, информационного и экономического давления со стороны Запада, а также с реакцией на этот процесс со стороны российских властей.
Доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло полагает, что наибольшую опасность для России представляют "информационные операции и оперативные комбинации", осуществляемые разведками США и Великобритании. Политолог прогнозирует, что мировое сообщество ожидает "вторая серия" офшорного скандала, по примеру так называемого "панамского досье", опубликованного в 2016 году. Но если тогда фигурантами скандала оказались высокопоставленные чиновники и их приближенные более чем из 50 стран, то в ближайшем будущем главной мишенью офшорного "сиквела" станет именно Россия, считает эксперт.
"Скоро нас ожидает вторая часть "панамского досье", и, полагаю, разыграют его как по нотам. Это очень серьезные операции спецслужб. А растерянность и сумбур с нашей стороны – как раз показатель того, насколько мы готовы таким угрозам противодействовать. Как ни крути, а правила игры задают именно архитекторы этих скандалов. Мы никак не можем перехватить ни повестку, ни оперативную инициативу. Это самый большой риск", – сказал РИА Новости Крым Манойло.
В то же время международные скандалы наподобие инцидентов с "отравлениями" Скрипалей и Алексея Навального, по мнению эксперта, никак не влияют на социально-политическую ситуацию в самой России.
"Для каждого российского гражданина свои личные проблемы – как починить прохудившуюся крышу, как накопить деньги на подорожавший бензин и так далее – стократ важнее. Сколько бы там не рассказывали, кто и с какой целью "отравил", это никак не дестабилизирует обстановку внутри страны", – убежден Манойло.
Более реальной угрозой, по его мнению, являются угрозы Запада в отношении крупных российских бизнесменов и чиновников высокого ранга.
"Сначала угрожают, что отберут активы за рубежом, как это сделали с активами венесуэльских чиновников после прихода к власти Николаса Мадуро, а потом призывают подумать, на что они готовы пойти для того, чтобы сохранить эти средства. Готовы ли они выдать первое лицо или хотя бы не поддерживать его? Такой заговор – более реальная угроза, потому что для нее есть предпосылки", – считает политолог.
Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов полагает, что в экономическом плане Россия "подстраховалась". И даже если санкции усилятся, экономика страны не получит значительного урона. Гораздо большую угрозу представляет создание новых и активизация существующих очагов напряженности вокруг границ РФ. По мнению политолога, это может выразиться в обострении ситуации в Белоруссии, эскалации конфликта на Донбассе, цветных революциях в других постсоветских странах, например, в Казахстане.
"России нужно быть готовой к тому, чтобы еще раз, как в 2014 году с Крымом, проявить твердость и волю. Попытки договориться и найти компромисс воспринимаются Западом как слабость, что приводит лишь к усилению давления. Но жесткие и последовательные действия России привели к тому, что Запад, по крайней мере, де-факто, принял крымские реалии. Поэтому нужно усиливать внутреннюю и внешнюю мобилизацию перед лицом возникающих угроз", – уверен эксперт.
По словам Шатилова, объединяющим фактором могут послужить не только какие-то прямые угрозы безопасности России или ее стратегическим интересам, но и позитивные изменения внутри страны.
"Сплотить общество могут определенные внутренние реформы, связанные с определенными идеологическими и кадровыми изменениями. Это возможно, потому что запрос на национальную идею и более социально ориентированный политический курс все-таки есть", – уверен эксперт.