Рейтинг@Mail.ru
Свободный и честный Леонид Филатов - РИА Новости Крым, 24.12.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свободный и честный Леонид Филатов

© Фото: kinopoisk.ruЛеонид Филатов
Леонид Филатов
Читать в
ДзенTelegram
Наталия Назарук, РИА Новости Крым
Он играл и писал, как жил – и это делало его роли одновременно странными и не до конца понятными, но незабываемо притягательными и неповторимыми. Свободолюбивый, принципиальный до неудобства, он грянул в восьмидесятые как "секс-символ", которым, признаются знавшие его близко люди, никогда не был. Но привлекательной в нем была именно свобода, практически безграничная - мысли, слова и действия. За которую в те нелегкие годы боролись до крови и которую все равно мало кто мог себе разрешить.
© РИА Новости . Тер-Месропян / Перейти в фотобанкВыставка работ народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Портрет актера Леонида Филатова. Репродукция
Выставка работ народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Портрет актера Леонида Филатова. Репродукция - РИА Новости, 1920, 18.02.2022
Выставка работ народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Портрет актера Леонида Филатова. Репродукция

По тонкой грани

Беспокойное движение в жизни Леонида Филатова началось с малых лет: сначала Леня ездил с семьей по работе отца (Алексей Филатов много времени проводил радистом в экспедициях), потом, после развода родителей и до университета, – от отца к матери: Пенза – Ашхабад, Пенза – Ашхабад. Хотел поступить во ВГИК на режиссера – под влиянием обстоятельств его "качнуло" на актерский в "Щуку". После первой кинороли, шофера Бориса в картине "Город первой любви" (редкая возможность увидеть молодого Филатова буквально "безусым юнцом"), он "убегал" от киношных камер почти восемь лет: дебют искренне считал неудачей.
Хотя кто-то говорит, что, наоборот, он очень хотел сниматься – но его не брали…
А потом был небывалый для Советского Союза "взрыв": на экраны вышел знаменитый "Экипаж", который неожиданно сделал молодого, дерзкого и смелого бортинженера Игоря Скворцова настоящим героем для мальчишек и мужчин и мечтой всех девчонок и женщин. Амплуа ловеласа и покорителя женских сердец приклеилось к Филатову: сам актер не любил и высмеивал попытки облачить его в "доспехи" секс-символа.
© Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма "Экипаж"
Кадр из фильма Экипаж
Кадр из фильма "Экипаж"
Да он таким и не был. Небрежная развязность и показушное легкомыслие бортинженера – то, на что с непривычки был падок тогдашний кинозритель: такими легкомысленными хотелось быть всем, да жизнь уже не позволяла. И мало кто задумывается о том, что эта привлекательность получилась у Филатова благодаря совершенно другим чертам: свободомыслию, вдумчивости и принципиальности.
© Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма "Экипаж"
Кадр из фильма Экипаж
Кадр из фильма "Экипаж"
А еще благодаря невероятной трудоспособности и отдаче. Даром, что у довольно стеснительного актера долго не получалось работать "один на один с камерой": как вспоминал режиссер картины Александр Митта, Филатов от неловкости "все время уходил глазами".
Вместо прямого взгляда с самого начала и до конца было что-то иное: умение пройти по тонкой проволоке между нравственностью и чистоплюйством, между истинной и навязанной моралью.
© Фото: kinopoisk.ruКадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
Кадр из фильма Забытая мелодия для флейты
1 из 2
Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
© Фото: kinopoisk.ruКадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
Кадр из фильма Забытая мелодия для флейты
2 из 2
Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
1 из 2
Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
2 из 2
Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
Показательно, что в роли чиновника Филимонова, главного героя пьесы "Аморальная история", по которой была снята "Забытая мелодия для флейты", режиссер Эльдар Рязанов с самого начала видел только Филатова (одним из авторов пьесы, кстати, тоже был Рязанов). Кто-то другой – менее принципиальный, более номенклатурный и "гладкий" – не справился бы, увяз в топком болоте объявленной в Советском Союзе "гласности". И здесь Филатов-Филимонов мечется: между "правильно" и "желанно", между долгом и чувством, которые с развитием сюжета сплетаются до того тесно, что уже не разберешь, где веление сердца, а где – разума.
Кадр из фильма Родня  (1981)
Кубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой
Недаром у главного героя плохо с сердцем. Недаром именно при появлении негаданной любви – Лиды – умерший было Филимонов вновь начинает дышать.
Тогда еще никто не знает, что сердце Филатова сдаст не только в кадре фильма.

Таганка и "Сукины дети"

За "настоящим" Филатовым, ненавязчиво нравственным и мудрым, зритель приходил в Театр на Таганке. Таганка стала не только творческой alma-mater для актера, но его судьбой и личной драмой. По воспоминаниям современников, сразу после первого прослушивания, на котором Леня читал отрывок из горьковского "На дне", Юрий Любимов не только включил Филатова в труппу, но и отдал ему роль Ведущего в постановке "Что делать?".
Режиссер Эльдар Рязанов - РИА Новости, 1920, 18.11.2021
Какая радость ваши замечательные фильмы: Эльдару Рязанову сегодня - 94
Сослуживцы признавали без зависти: Филатов стал "лицом" театра, "создавал интонацию" – тот самый резонанс, который красной нитью проходит через жизнь труппы, накладывая отпечаток на все спектакли с его участием. Возможно, поэтому некоторые критики "как бы в укор" подмечали, что во всех ролях Леонида Алексеевича (и в кино тоже) слишком много его самого: узнавали не Горацио в "Гамлете" или Мастера в "Мастере и Маргарите", узнавали Филатова. Впрочем, пересматривая записи постановок, понимаешь: это было не укором - констатацией. И, возможно, немного "по-высоцковски": не узнать невозможно.
Их с Высоцким, кстати, часто ставили на одну доску, хотя сродство видели в разном. Самое емкое определение давали таганковские женщины: "У нас в театре есть всего два настоящих мужика – Филатов и Высоцкий".
© РИА Новости . В. Киселев / Перейти в фотобанкЗаслуженный артист РСФСР Леонид Филатов выступает на благотворительном вечере памяти В. Высоцкого
Заслуженный артист РСФСР Леонид Филатов выступает на благотворительном вечере памяти В. Высоцкого - РИА Новости, 1920, 18.02.2022
Заслуженный артист РСФСР Леонид Филатов выступает на благотворительном вечере памяти В. Высоцкого
Леонида Алексеевича вместе с другими актерами Таганки разрывало на части, когда режиссер и во многом учитель Юрий Любимов был отстранен от руководства театром и выехал из страны.
Спустя шесть лет после этих событий и запущенного ими драматического маховика – протеста против пришедшего на смену Любимову Анатолия Эфроса, ухода из Таганки в "Современник", возвращения в Таганку и Любимова, и Филатова, нового разочарования – рождается его главное детище: трагикомедия "Сукины дети", ставшая триединством его творчества – литературы, театра и кино.
© Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма "Сукины дети"
Кадр из фильма Сукины дети
Кадр из фильма "Сукины дети"
Сюда выплескивается все филатовское, и явное, и глубоко скрытое: автор, посмевший предположить насилие, которого в реальности не случилось, мечется между безысходностью голодовки, карикатурностью смерти и чудом воскрешения, потому что понимает: жизнь все равно сложнее. И держится она на чем-то менее фундаментальном, но более твердом.
© Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма "Сукины дети"
Кадр из фильма Сукины дети
Кадр из фильма "Сукины дети"
Может, поэтому в конце пьесы актеры, шедшие хоронить товарища, но ставшие свидетелями его восстания из мертвых, делают то единственное, что отточено до автоматизма и на что они могут опереться – свою работу: "натягивают на лица профессиональные улыбки и кланяются". Может, поэтому же и герою Филатова – чиновнику минкульта Юрию Михайловичу – оказывается не чуждо ни человеческое сочувствие, ни человеческое "предынфарктное состояние".
Возможно, поэтому инсульт во время съемок настигает и самого Филатова.

Проклятый год

Знавшие Леонида Алексеевича вспоминают, что кинорежиссеры поначалу его не любили и брать не хотели: слишком вдумчив, слишком философичен. Не такие были нужны в эпоху застоев и переломов. Забавно, но именно благодаря этому Леонид Алексеевич сразу стал любим и на театральной сцене, и на комедийной: сначала его пародии на коллег по писательскому цеху, затем стихи и юмористические сказки повторно сделали его любимцем публики.
© РИА Новости . Владимир Акимов / Перейти в фотобанкСцена из спектакля по пьесе Л. Целиковской и Ю. Любимова "Товарищ, верь..." в постановке Театра драмы и комедии на Таганке. Слева направо: актеры Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Иван Дыховичный
Сцена из спектакля по пьесе Л. Целиковской и Ю. Любимова Товарищ, верь... в постановке Театра драмы и комедии на Таганке. Слева направо: актеры Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Иван Дыховичный - РИА Новости, 1920, 18.02.2022
Сцена из спектакля по пьесе Л. Целиковской и Ю. Любимова "Товарищ, верь..." в постановке Театра драмы и комедии на Таганке. Слева направо: актеры Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Иван Дыховичный
Пародии Филатова рождали в зале чистый и искренний смех. На него за карикатуры не обижались – напротив, обожали еще больше. Недаром прогремевший моноспектакль "Про Федота-стрельца, удалого молодца" разошелся на десятки цитат и гуляет до сих пор.
Бескопромиссность, с которой Филатов-поэт и сказочник препарировал и отдельных личностей, и толпу, вызывала только новый смех. Ему в пору из-за этого расстраиваться, как в свое время Гоголю после "Ревизора". Он и расстраивался – горько, но все равно будто бы сам с собой, никому ничего не навязывая. Хотя многое его не просто огорчало – пугало.
"Сейчас очень много нереализованных, не умеющих самовыразиться людей, а отсюда желание заполнить свое существование чужой жизнью. И в случае неудачи – мгновенная озлобленность. Я, конечно, не Леннон, но механика ненависти та же, - писал Филатов, анализируя невоспитанную любовь публики. – Этот феномен толпы страшен…".
Кадр из фильма Москва слезам не верит (1979), режиссер Владимир Меньшов
Любовь и журавли: Гоша, он же Гога, он же Алексей Баталов
Стихотворения Филатова, которые он сам местами называл плохими и не стоящими внимания, находят отклик и сегодня. Чего стоит только "О високосный год – проклятый год" – ну чем не 2020-й? Пожалуй, тонкая скоморошья ирония, в том числе над самим собой – признак всех людей, которых спустя десятки лет будут называть пророками.
Он и уходил так же, как играл и жил: в борьбе, молчаливой, но мужественной. Инсульт, больные почки, трансплантация. Вопреки всему он творил: когда больше не мог играть – продолжал писать. Короткая передышка – и снова болезнь. Даже здесь судьба Филатова мечется, играя злую шутку: пневмонию не смогли вылечить, потому что антибиотики были противопоказаны из-за донорского органа…
Он ушел стремительно, за 10 дней, не дожив двух месяцев до 57 лет. Не прожив еще многие плодотворные, важные годы. Наверное, он что-то предчувствовал, когда писал: "О не лети так, жизнь, я от ветров рябой. Мне нужно этот мир как следует запомнить. А если повезет, то даже и заполнить хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой...".
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала