Элеонора Павловская, РИА Новости Крым
Легендарный крымский бренд "Массандра" уходит из республиканской собственности в частную. Стоимость лота – 5,3 млрд рублей. Что может дать предприятию частный капитал, сохранится ли производство и каковы перспективы одного из символов Крыма?
Корреспондент РИА Новости Крым обратился к руководству "ПАО "Массандра" с просьбой разъяснить, чего ждать компании, региону и потребителям.
Ей было больше 20 лет
Первые заявления о необходимости проведения модернизации производственных мощностей, обновлении парка техники, расширения площадей посадки и перезакладке виноградников "Массандры" прозвучали более 5 с половиной назад, когда Янина Павленко только пришла на предприятие в качестве и.о. директора.
"К тому моменту головной завод не ремонтировался около полувека, износ сельхозтехники достигал 97%, технологического оборудования – 70%, технический износ зданий и сооружений – 60%, но самым удручающим был возраст лозы – свыше 20 лет у более половины виноградников. Кроме того, у предприятия сформировались миллионные долги, в том числе и по заработной плате", – вспоминает Павленко и добавляет, что за прошедшее время совместными усилиями удалось достичь значительных результатов по выводу предприятия из кризиса.
"В современных условиях "Массандра" – неповоротливая структура, у которой нет будущего в нынешнем формате. Предприятие нуждается в больших инвестициях, серьезных ремонтах, покупке нового оборудования, модернизации, и продажа ста процентов акций – залог успешного развития легендарного бренда", – уверен председатель совета Союза виноградарей и виноделов России Дмитрий Киселев.
Спасли и даже пошли на экспорт
Наиболее значимыми достижениями директор "Массандры" называет изменение подхода к работе с уникальными коллекционными винами – прекращение распродаж за бесценок раритетов (что практиковалось в украинский период), формирование рынка сбыта продукции в Российской Федерации и, несмотря на санкции, экспортные поставки. А также выпуск первого в России вина с защищенным географическим указанием.
Новые реалии требовали новой маркетинговой политики. И она была разработана – сохраняя классические марки, "Массандра" приступила к созданию абсолютно новых вин. Это позволило расширить ассортимент и рынок сбыта, удовлетворив спрос на молодые и тихие вина. Кроме того, предприятие одним из первых разработало и внедрило множество винных туров для гостей "Массандры". Результаты проделанной работы принесли заслуженные плоды – "Массандра" поставила абсолютный рекорд по числу медалей, собранных на дегустационных конкурсах.
"Но какими бы масштабными ни были свершения последних лет, предприятие продолжает нуждаться в глобальных инвестициях", – говорит Павленко.
"Подобный шаг (смена собственника - ред.) буквально спасет "Массандру", нуждающуюся в финансировании. Требуются миллиарды рублей, таких денег ни у республики, ни у предприятия нет, поэтому привлечение инвестиций мы видим только через смену собственника", – считает замглавы Минсельхоза РК Сергей Петелин.
Под "маской" Крыма: только 20% крымских вин действительно аутентичны >>
Когда возраст не в плюс
В настоящее время 54% виноградных насаждений входят в возрастную категорию "старше 20 лет". Изношенность лозы превышает 30%, на отдельных участках – 70%. Для сохранения статуса лидера отрасли виноградарства "Массандре" необходимо перезаложить 60% насаждений на площади порядка 2,5 тысяч гектаров в ближайшие 10 лет.
Специалисты предприятия разработали программу по перезакладке и уходу за многолетними насаждениями. В ней – оптимальные схемы посадок, восстановление сортового состава и приведение его в соответствие. Программа также включает подходы к установке шпалеры и формировке куста таким образом, чтобы они были удобны для механизации и оснащения системами капельного полива, когда влага используется максимально рационально.
Вкладывать и ждать
Молодые виноградные насаждения принесут промышленный урожай только на 4-5-й год с момента их посадки. До этого необходимо обеспечивать уход за ними, проводить агротехнические мероприятия, в том числе по борьбе с вредителями. И все это – без получения прибыли. Необходимо также учитывать, что после ввода в эксплуатацию молодых виноградных насаждений и получения вина из первого урожая это вино будет направлено на выдержку в дубовой таре на срок от 3 до 7 лет. И здесь тоже нужны деньги, чтобы вино обрабатывать и сохранять. Вот что говорят специалисты о "винном" инвестиционном цикле.
"В целом в ближайшие годы "Массандра" на вышеприведенные мероприятия необходимо инвестиционная сумма на капвложения около 9 млрд рублей и, кроме того, еще 4 млрд на развитие виноградарства", – озвучили реальное положении дел в "Массандре".
Ни одна компания, ни один республиканский бюджет самостоятельно такие расходы не потянет. Для этого и нужны крупные инвесторы, наделенные не только деньгами, но еще знаниями и терпением. И уважением к земле Крыма, которую спасли, а теперь она ждет возрождения.