СИМФЕРОПОЛЬ, 19 ноя – РИА Новости Крым, Наталия Назарук. Перенести начало учебного года с 1 сентября на 1 октября – с таким предложением выступили российские парламентарии. Законопроект внесли в Госдуму в ноябре. Чем чреваты подобные эксперименты и нужны ли они российской системе образования, разбирался корреспондент РИА Новости Крым.
"Пятерка" на расстоянии: что нужно знать о дистанционном обучении >>
Дети не успеют отдохнуть?
Суть законодательной инициативы в том, что депутаты предлагают "провести эксперимент" в общеобразовательных школах. Правда, добровольный – регионы сами будут вправе решать, присоединиться к эксперименту или нет. Если да, то субъекту-участнику необходимо будет принять свой региональный закон, а школам – внести в устав изменения, объясняющие, как именно они перейдут с одного графика учебного года на другой.
По мнению авторов инициативы, эксперимент актуален именно сейчас из-за ограничительных мер в связи с COVID-19.
"Эти меры включили в себя не только ограничения на передвижение по стране, на прогулки, но, в том числе, закрытие детских лагерей, детских спортивных и творческих кружков, детских развлекательных центров. Несомненно, что все детские организации снова откроются, когда эпидемиологическая ситуация стабилизируется, однако у детей останется не так много времени от школьных каникул для активного отдыха", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
С такой инициативой парламентарии выступают не впервые: перенести начало учебного года в Госдуме уже предлагали - в 2017 году. Правда, тогда группа инициаторов мотивировала свое предложение так: в России обширная география, разные климатические условия, возможно, регионам на уровне местных властей было бы удобнее решать, когда именно следует начать учебный год. Впрочем, варианты были такими же: либо 1 сентября, либо 1 октября.
Законопроект рассмотрели в первом чтении и отправили на дальнейшее рассмотрение и доработку. В течение трех следующих лет к нему не возвращались.
Через 5-10 лет Крым столкнется с дефицитом учителей – эксперт >>
Бумаги много, толку мало
В неожиданном предложении эксперты видят пока больше минусов, чем плюсов. По мнению специалиста в сфере образования, сооснователя программы "Учитель для России" Ольги Фогельсон, переносить только начало учебного года нерационально, поскольку это очевидно приведет к разрозненности с циклами сдачи ЕГЭ и поступлением в вузы.
Кроме того, перенос начала учебного года подразумевает создание новых образовательных программ, а это огромная методическая и бумажная работа, для которой нужно много времени и сил, отметила эксперт. С другой стороны, добровольность эксперимента приведет к тому, что образовательные программы в разных регионах будут проходить неравномерно, а значит разница в уровне образования детей из разных субъектов, которая и без того по России достаточно большая, может только увеличиться.
"Я не вижу, каким образом это предложение может быть связано с ограничениями из-за коронавируса и тем, что детям не хватит времени на отдых. К тому же никто не может прогнозировать, как именно будет складываться ситуация к следующему учебному году, - сказала Ольга Фогельсон. – Если же производить глобальный сдвиг учебного процесса – синхронизировать с новыми сроками учебного года и экзамены, и вступительные кампании, и работу высших учебных заведений – это уже реформа в области образования, и тогда встает другой вопрос: зачем это в принципе нужно".
В жару не поучишься
У Республики Крым в подобном переносе начала учебного года также нет необходимости, уверен вице-спикер регионального парламента, в прошлом председатель Комитета Госсовета по образованию, науке и молодежной политике и спорту Владимир Бобков. Он также согласился с тем, что бумажная волокита, которая потребуется для практической реализации законопроекта в случае, если он будет принят, "не стоит свеч".
"Если законодателю нужно будет лишь посетить одну-две сессии и три-четыре комитета и на этом его работа закончится, то переделывать учебные календарные планы, смещать время ЕГЭ, всех сочинений и так далее – поверьте, это будет титанический труд, который в условиях пандемии не облегчит, а, напротив, усложнит жизнь и без того находящейся в сложной ситуации системе образования", - отметил Бобков в комментарии РИА Новости Крым.
Не добавит подобный эксперимент радости и педагогам, которые поколениями привыкли работать во временном цикле 1 сентября – 31 мая. Работникам сферы образования такие новшества доставят только "моральный дискомфорт", заявил вице-спикер крымского парламента, сравнив сдвиг учебного года на 1 октября с переносом Нового года на 1 февраля.
"Именно для Крыма учебный год достаточно хорошо сбалансирован с точки зрения температурного режима. Мы понимаем, что при нынешних очень плотных учебных планах перенос учебного года на 1 октября однозначно повлечет за собой сдвиг учебного года с мая на июнь. В июне в Крыму учиться очень тяжело, часто это очень жаркий месяц. Поэтому сказать, что мы пойдем навстречу детям, нельзя", - заключил Бобков.
Жизнь и смерть в "Красной зоне": правда о ковидном госпитале в Крыму >>