СИМФЕРОПОЛЬ, 25 окт – РИА Новости Крым. Море возвращает не всех. Море заставляет жестоко платить за любые ошибки. Ровно 20 лет назад, когда в Баренцевом море началась операция по подъему с палубы "Курска" тел погибших моряков-подводников, Баренцево море вернуло родным тела 115 из 118 человек: троих забрало навсегда.
Гибель "Курска" стала не просто трагедией одного конкретного экипажа одной подводной лодки. Это событие стало беспрецедентной трагедией державы, "рубежом эпохи" – во многих смыслах. Об этом РИА Новости Крым рассказал капитан 1 ранга запаса, исполнительный директор Института стран СНГ в Севастополе Сергей Горбачев.
По его воспоминаниям, новость о гибели "Курска" поразила все постсоветское пространство. Это был далеко не первый случай гибели подводной лодки на боевом посту в мирное время – но это был первый случай, о котором не смогли промолчать.
В Севастополе определили судьбу затонувшей подлодки>>
"За всю историю подводных сил России, с царских времен, погибло более 40 подводных лодок. На боевом посту погибли более 600 подводников – я имею в виду не тех, кто погиб во время войны, а тех, кто погиб при выполнении задач. И об этом мало кто знал, хотя трагедии происходили и до этого, и первым тревожным звоночком, наверное, была гибель "Комсомольца". Но тогда было советское время и об этой трагедии говорилось вполголоса, - рассказал Горбачев в беседе с РИА Новости Крым. – "Курск" заставил говорить в полную силу".
Трагическое происшествие, которое "было на устах" всех российских СМИ, в те времена тщательно обходилось стороной в Севастополе, вспоминает Сергей Горбачев: другая страна, флот, трагедия – щекотливо со всех сторон. И все же Черноморский флот не смог не почтить достойно память своих товарищей: 21 подводник, погибший на "Курске", так или иначе имел отношение к Севастополю.
"То есть, это люди, которые родились, жили, учились, служили в Севастополе, женились на севастопольских девушках. Вот таких 21 человек, - пояснил Горбачев. – Из них 8 человек были преданы земле в Севастополе: двое ребят похоронены на Братском кладбище Северной стороны и шесть человек упокоились на городском кладбище (5-й км – ред.)".
Счастливый "ЭПРОН": 60 лет "водолазному крейсеру" ЧФ>>
Важной вехой стал не только прорыв информационной завесы: по словам руководителя Института стран СНГ в Севастополе, это был первый случай, когда "Родина проявила заботу о семьях погибших" – во многом благодаря личному участию в решении ряда вопросов Владимира Путина, который к тому времени, фактически, только заступил на первый президентский срок.
"Во-первых, в кратчайшее время ребята были награждены посмертно Орденами мужества, командир Геннадий Лячин стал Героем России. Всем было дано жилье: определенные трудности возникали с родителями, которые были в Севастополе и на Украине, – из-за гражданства, но и тут выходили из ситуации. Ребят хоронили в различных городах – Воронеже, Белгороде, Санкт-Петербурге. И квартиры давали там, где жены выбирали: люди в основном были молодые, изначально их жильем не обеспечили. Насколько я понимаю, это было сделано в отношении всех", - подчеркнул Сергей Горбачев. – Я в этом году был на Серафимовском кладбище 12 августа в Санкт-Петербурге (в годовщину трагедии – ред.), общался с некоторыми из родственников. В принципе никто жалоб не высказывал, хотя неизбывная боль присутствует, и многих до сих пор мучает вопрос, в чем причина трагедии, кто виноват и так далее. Я думаю, эти вопросы еще долго будут витать в воздухе".
Крым в истории: секреты, цифры, фото>>
Идентификация тел при подъеме стала чуть ли не самым тяжелым этапом: поднимать приходилось все документы, вплоть до детских медицинских карточек. Процесс документирования идентификации занял около пяти томов дела. Но потери выражались не только в томах и в человеческих жизнях.
"Здесь речь идет не о конкретном случае гибели конкретной лодки. Речь – об отношении к памяти тех, кто готов положить свою жизнь за других и за свое отечество. Дело в том, что это произошло на пике всех тех "достижений" развала Союза, развала вооруженных сил. Это был рубеж во всех смыслах. В определенном смысле можно говорить, что была подведена черта и десятилетия и, может быть, века. Трагедия выявила массу недостатков, которые ржавчиной изъели всю систему обороны страны, - заключил Горбачев. – Была продемонстрирована наша неспособность действовать эффективно и быстро в подобного трагедиях. Как говорят подводники, трагедия "Курска" поставила задачу "осмотреться всем в отсеках". И выводы были сделаны".