СИМФЕРОПОЛЬ, 17 авг – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. По какому сценарию может пойти ситуация в Белоруссии, насколько высока вероятность смены власти и чем это может обернуться для России?
Ситуация в Белоруссии напряженная. Уличные акции протеста и забастовки на предприятиях против действующей власти продолжаются, приобретая все большие масштабы. Трудовые коллективы и часть чиновников переходят на сторону протестующих.
Находящаяся за пределами страны Светлана Тихановская заявила о готовности стать национальным лидером Белоруссии. Президент Александр Лукашенко дал понять, что будет бороться за сохранение власти до конца и любой ценой.
Европа и США не признают его победу, обвиняют Лукашенко в репрессиях и угрожают санкциями. А Россия заявила о готовности содействовать Минску в разрешении проблем в рамках Союзного государства и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Корреспондент РИА Новости Крым спросил экспертов о возможных сценариях в соседнем государстве.
"Скорее всего, произойдет падение режима"
Политологи сходятся во мнении, что компромисс между Лукашенко и протестующими в нынешней ситуации вряд ли возможен. Доктор исторических наук, политолог Валерий Соловей полагает: до вчерашнего выступления Лукашенко на митинге и начала массовой забастовки рабочих возможность компромисса теоретически еще была, но позиция Александра Григорьевича свела эти шансы практически к нулю.
"Вероятный сценарий для Лукашенко негативный. Скорее всего, произойдет падение режима. Каким образом это будет происходить, сказать трудно. Обычно в этом процессе есть несколько переменных: переход на сторону народа части чиновников и двух-трех генералов или высокопоставленных силовиков, требование немедленно освободить всех заключенных и так далее. Это паралич государственной власти, что фактически сейчас в Белоруссии происходит. Крайний вариант – захват административных зданий, как это было в Киеве в 2014 году. Но пока белорусы демонстрируют исключительное миролюбие, поэтому может обойтись без этого", – сказал Соловей в комментарии РИА Новости Крым.
Директор Таврического информационно-аналитического центра Александр Бедрицкий в свою очередь полагает, что на диалог и компромисс не ориентируются, прежде всего, протестующие. Поэтому любые попытки власти сгладить ситуацию будут восприниматься как проявление слабости и приведут только к дальнейшей радикализации требований.
"Если посмотреть на ту же Тихановскую, изначально она шла с лозунгом, что в случае ее победы будут проведены честные выборы с участием альтернативных кандидатов. Теперь же она объявляет себя ни много ни мало лидером нации. Это показатель того, что если власть пойдет на выполнение каких-то требований оппозиции, они будут все больше ужесточаться", – рассказал эксперт в беседе с РИА Новости Крым.
По мнению политолога, самой большой ошибкой действующей власти были бы громкие заявления и действия, которые могут послужить разжиганию протестной активности и включению в нее больших масс населения.
"Этот период может затянуться на какое-то время, и последствия для государственности и экономики Белоруссии окажутся очень тяжелыми. Если власти и удастся каким-то образом купировать нынешние протесты, приостановить их и более-менее стабилизировать ситуацию (об окончательной стабилизации речь вообще не идет), то в любом случае Лукашенко придется уйти", – полагает Бедрицкий.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин констатирует: произошло катастрофическое ослабление политического влияния Лукашенко в стране, что может иметь самые печальные последствия для белорусской государственности.
"К сожалению, это сочетается с активным внешним воздействием, которое ведется сразу по нескольким направлениям: как внутри страны через представительства отдельных стран, так и извне, на мой взгляд, через совершенно незаконное давление на действующую власть. В результате мы стоим перед угрозой серьезной дестабилизации ситуации в стране и частичным обрушением государственности. Вариант с падением Лукашенко очень вероятен", – отметил политолог в беседе с РИА Новости Крым.
Бескровный сценарий и возможность реванша
Отвергая требование оппозиции и протестующих провести новые выборы, белорусские власти в то же время предпринимают попытки снизить градус напряженности. Во время встречи с сотрудниками Минского завода колесных тягачей Лукашенко сообщил о готовности передать власть, но только путем конституционной реформы.
"Работаем над конституцией, выносим на референдум, принимаем конституцию, и я вам по конституции свои функции передам. Но не под давлением и не через улицу", — заявил Лукашенко и добавил, что передача власти может произойти "через год или два", и это зависит от граждан.
Президент коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг", политтехнолог Евгений Минченко убежден: даже если Лукашенко покинет свой пост сейчас, в будущем он сможет вновь занять главную должность страны. Единственное условие – ненасильственный и бескровный транзит власти, который, по словам эксперта, является сегодня главной задачей для внешних и внутренних игроков в Белоруссии.
"На самом деле, это в интересах и семьи Лукашенко, и его окружения. Бескровный сценарий оставляет им возможность реванша. Кто бы ни пришел к власти, постэлекторальное разочарование и раскол в стане победителей неизбежны", – пояснил Минченко.
Политтехнолог напомнил, как в 2004 году на Украине проигравший борьбу за президентство Виктор Янукович уже через два года смог выиграть парламентские выборы и стать премьер-министром, а в 2010 году – победить на выборах главы государства.
"Если бы он не стал затем играть одновременно в геополитические качели и подгребание всего и вся под себя внутри страны, вполне мог бы быть в составе правящей элиты и сегодня. Жил бы Виктор Федорович в Конче-Заспе, а не на Новой Риге", – резюмировал Минченко.
Что предпримет Москва?
Россия не очень дорожит Лукашенко, но очень дорожит Белоруссией, отмечает Валерий Соловей. По его мнению, Россия хотела бы иметь не просто хорошие отношения с Минском, но и влиять на политику Белоруссии. Поэтому в данной ситуации Москва может пойти на некоторые компромиссы.
"Первый вариант компромисса: Лукашенко соглашается на досрочные выборы – не повторные, а именно досрочные. Например, Лукашенко объявляет, что он не идет на выборы по состоянию здоровья, и Россия делает ставку на Виктора Бабарико. В какие сроки это может произойти, вопрос дискуссионный. Но Лукашенко на этот сценарий не согласен. Второй вариант – компромисс уже без Лукашенко. Если он лишается власти, Россия непублично поддерживает Тихановскую. Она объявляет досрочные президентские выборы, на которых Москва поддерживает своего кандидата", – пояснил Соловей.
Ввода российских войск в Белоруссию для поддержки Лукашенко, по мнению политолога, вряд ли следует ожидать. Максимум, на что может пойти Россия в военном аспекте, –продемонстрировать готовность вооруженных сил на границе и усилить охрану своих баз в самой Белоруссии.
"Насколько я знаю, использование российских армейских подразделений на территории Белоруссии не рассматривается, потому что есть довольно тяжелый опыт Украины. Безусловно, в российском руководстве, в первую очередь в Совете безопасности, есть люди, которые говорят: если мы сейчас не введем свои войска, то к зиме там будут войска НАТО. Логика та же, что в 2014 году. Но в случае с Белоруссией это вряд ли сработает. Подавляющее большинство белорусов не испытывает никаких антипатий к России и даже симпатизирует ей", – убежден аналитик.
Александр Бедрицкий отмечает, что крах Лукашенко и смена правящего режима может поставить под удар существующие договоренности между двумя странами в рамках Союзного государства и ОДКБ и привести к коллапсу интеграционной стратегии на всем постсоветском пространстве.
По словам эксперта, Россия стоит перед непростым выбором. Поставить на Лукашенко – значит "подписаться" под непопулярным политиком и поддержать режим, который неприемлем для многих граждан Белоруссии независимо от их политических взглядов. Отказаться от поддержки Лукашенко – дать шанс прозападной оппозиции, приход которой к власти сулит указанные выше негативные последствия для России.
"Если здесь и должна быть поддержка Лукашенко, то очень дозирована: больше методического плана, что следует и чего не следует делать, и, естественно, нужно поддерживать дистанцию по отношению к самой фигуре Лукашенко", – полагает Бедрицкий.