Взгляд на Крым жительницы северного региона – такой необычный и такой теплый. Хотя сама она подчеркивает: северянам не свойственны горячие эмоции Юга. РИА Новости Крым продолжает тему местных и неместных.
Светлана Соколова, РИА Новости Крым
Вологжане и крымчане. Север и Юг. Две провинции большой страны, две субкультуры. Один народ. Мы разные, но у нас много общего. Мы различаемся темпераментом, менталитетом, привычками, бытом, даже внешне! Но говорим на одном языке, гордимся героями одной страны, равно болеем за свой край, сочувствуем близким и с надеждой смотрим в будущее.
Густые леса и ультрамариновое море
Крымчане – звонкие, яркие, беспечные. Вологжане – тише, скромней, задумчивее.
Вологодская земля по обилию красок не сравнится с Крымом.
На полуострове солнце – 300 дней в году, в северных широтах это число едва достигает сотни. В Крыму – бескрайнее голубое, местами бирюзовое, изумрудное или ультрамариновое море, у нас – сизые болота, прозрачные озера. Крымская природа очень разнообразна и фотогенична: причудливые горы, лавандовые степи, панорамные мысы.
У вологодской земли красота глубже: в густых лесах, в равнинных зерновых полях, в клеверных пастбищах.
Понаехавшая провинциалка обрела в Крыму то, чего не хватало на родине, и еще больше полюбила родину за то, что она не такая, как Крым.
Горбатые степи, зеленый Сиваш,
Зарей захлебнувшийся тополь,
На станциях гравий, и воздух не наш,
И горы - подобье повернутых чаш, —
И сонный, в садах, Симферополь!
Стрекочут колеса, летят под откос
Обрывки лилового дыма,
В прохладе тоннеля завыл паровоз,
И память узнала сквозь заросли роз
Скуластые пажити Крыма.
В вологодском краю он тоже бывал и посвящал ему красивые поэтические строфы. Однако далекий и загадочный Крым всегда манил жителей северных широт.
Два города похожие и разные
…Когда приезжаешь на маленький полуостров, то первое, что очаровывает – обилие солнца, красок и ароматный легкий морской воздух. Это сильнейшие крымские феромоны, многие "понаехавшие" северяне и сибиряки надолго остаются одурманены ими. На вологодской земле у воздуха другое свойство: хвойные леса и торфяники сделали его насыщенным и плотным, но не менее полезным. На Вологодчине, как и в Крыму, есть санаторные комплексы, где лечат ряд легочных болезней: дыхательная терапия в сосновых борах так же целебна, как на крымском побережье. Впрочем, все познается в сравнении.
Насытившись солнцем и морем, начинаешь рассматривать и изучать города. Если не вдаваться в историю, то региональные столицы - Симферополь и Вологда - будто брат и сестра. Население в обоих - порядка 350 тысяч человек, сами города "низкие", но широкие: возведение высоток в Вологде запрещено в целях сохранения архитектурно-исторического облика.
В Симферополе слишком высокие дома не строят по причине хрупких карстов под землей.
Похожа и инфраструктура. Основа городов - три главных улицы: Кирова, Киевская, проспект Победы – в Симферополе; Герцена, Ленинградская и проспект Мира – в Вологде. Пробки – обоюдная беда, только в крымской столице они в основном отмечаются на кольцевых развязках, а в северном городе – на мостах через реку Вологду.
Центры обоих городов - много сталинского ампира. Однако в глаза также бросаются недострои и полуразвалившиеся заброшенные домики с заколоченными окнами. У вас - из ракушечника, у нас - деревянные.
У властей обоих регионов почему-то "не доходят руки" привести в порядок сразу весь город. Радуют лишь парки и набережные: и в Вологде, и в Симферополе их недавно отремонтировали, гулять по ним – одно удовольствие.
Непрерывная обработка черных металлов в Череповце "поместила" город в топ российских пунктов с самым грязным воздухом, а крымский химзавод "Титан" опасен испарениями сернистого ангидрида. Получается, вроде регион другой, а проблемы – такие похожие…
Край монастырей и земля дворцов
После знакомства с природой и столицей – погружение в историю регионов, сравнение субкультур. Оба края обживались с древнейших времен.
Но все же Крым гораздо старше Вологодчины. Первыми жителями Крыма, известными по античным источникам, были киммерийцы (XII век до н.э), вологодскую землю начали осваивать в начале новой эры финно-угорские племена – чудь и весь.
Зато есть множество исторических фактов, которыми однозначно могут гордиться оба края. Первое – потрясающая монументальная архитектура. В Крыму это изысканные царские дворцы: Массандровский, Воронцовский, Ливадийский, впечатляющие отделкой и убранством.
Визитная карточка Вологодчины – монастыри и храмы. Их в краю более 130. Крупнейшие белокаменные крепости: Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий, Свято-Троицкий, Павло-Обнорский монастыри – поражают площадями и величием.
Необходимо отметить изюминку архитектурных стилей. Большинство исторических строений Крыма возведены из крымбальского известняка: усадьбы, сохранившиеся с царской эпохи, отделаны затейливыми гирляндам и капителями, дворы и балконы опоясаны балюстрадами. Вологда славится деревянным зодчеством: дворянские и мещанские бревенчатые особняки украшены ажурными наличниками и выкружными карнизами. Ограждением для них служит тот самый "резной палисад", о котором спели "Песняры".
В XV-XVIII веках город Бахчисарай был центром Крымского ханства, там возведен богатый Ханский дворец, а Вологда в XVI веке чуть не стала столицей России. По велению Ивана Грозного в резиденции был построен Вологодский кремль. Однако согласно легенде во время стройки на Ивана Васильевича упал осколок камня, и он прекратил посещать северную провинцию…
Ароматы, кружево и вера
После общего и глобального начинается погружение в детали. Невольно приходят на ум "фишки" регионов. Так, к примеру, Симферополь это с новогреческого "город-собиратель", а Вологда, по одной из версий, переводится как "чистая вода", от слова "волога" – влага. Соответственно, города вполне бы ужились друг с другом: крымская столица была бы кормилицей, вологодская – поилицей.
Крымскую землю можно назвать ароматом России: тому подтверждение – душистая косметика из крымских трав и аромамасла. Вологодчина – ее одеяние: белоснежное льняное кружево известно всему миру.
И вологжане, и крымчане гордятся гениями-соотечественниками: "Девятый вал" феодосийца Ивана Айвазовского стоит наравне с "Апофеозом войны" череповецкого живописца Василия Верещагина. К святителю Луке Войно-Ясенецкому, чьи мощи покоятся в Свято-Троицком соборе Симферополя, отовсюду съезжаются в поисках помощи паломники, а святителя вологодской земли Игнатия Брянчанинова почитают как великого богослова и наставника в духовной жизни.
И Симферополю, и Вологде посвящали свои стихи поэты Иннокентий Анненский и Всеволод Рожественский, побывавшие в краях. А мой земляк поэт Константин Батюшков написал романтический миф о "Тавриде" еще до поездки в Крым. Так он грезил найти успокоение в "полуденной стране".
К сожалению, успокоения он так и не нашел… На полуострове Батюшков оказался уже в состоянии психического расстройства. Радует то, что не Крым стал причиной его недуга, болезнь передалась по наследству.
"Потому что я с севера что ли"
Крым в России всего шесть лет и, возможно, потому еще не развил "материковую" скорость. А возможно, и не хочет ее развивать, по-южному слоняясь к размеренности.
Что поразило – крымчане интересуются политикой, следят за новостями, переживают за судьбу региона и страны. Это здорово объединяет людей. В Вологде такого нет. Вологжане по большей части аполитичны и патриотизм у них местечковый: они любят свой край, но мало болеют за страну. И опять же, сложный вопрос, что важнее: думать о большом или заботиться о малом, обсуждать новости или просто жить...
Что еще удивило, это соучастие и неравнодушие крымчан. Однако порой их забота и опека чрезмерно настойчивы: нарушая личное пространство, они вводят в ступор хладнокровных северян. Вологжане не задают лишних вопросов, не так активно пекутся о судьбах близких, но обязательно отзовутся, когда тем потребуется помощь.
К тому же вологжане более самостоятельны в решениях, редко обсуждают предстоящие шаги, у крымчан "семейный совет" – это предостережение от возможных ошибок. Северяне не боятся рисковать, южане же много раз подумают.
Несомненный плюс и Вологодчины, и Крыма - это юмор и находчивость. И те, и другие смогут выкрутиться из любой ситуации, а потом весело посмеются над собственной опрометчивостью, сопровождая эмоции крымским "гэканьем" или вологодским "оканьем". Вот такие мы разные, и мы вместе.