СИМФЕРОПОЛЬ, 31 января - РИА Новости Крым, Наталья Дремова. К 75-летнему юбилею Ялтинской конференции Министерство обороны РФ рассекретило документы о том, как к этому мировому событию готовились военные. Самые интересные докладные, приказы и отчеты из этой подборки прокомментировал для РИА Новости Крым военный историк, главный редактор военно-исторический журнал "Military Крым" Сергей Ченнык.
Докладная на имя заместителя начальника штаба ЧФ Жуковского от 1 февраля 1945 года. Посвящена готовности дежурных самолетов "Каталина" ВВС ЧФ
— "Каталины" представляли собой самолеты-амфибии, "летающие лодки". Поставляли их американцы, и к 1945 году таких гидросамолетов в наших ВВС было довольно много. Интересно, что в документе описана заданная готовность к взлету: для одного самолета 10 минут, для двух других 30. Как видим, эти нормы на момент написания докладной экипажи еще не выдерживали, зимой на подготовку к взлету требовалось больше времени.
Политолог оценил перспективу созыва "Ялты 2.0">>
Боевая директива ЧФ, посвященная усилению береговой обороны Ялты. Предписывается установить артиллерийскую батарею у Симеиза
— То, что боевые действия уже шли далеко за пределами Советского Союза, не означало абсолютной безопасности для участников Ялтинской конференции. Германия еще не повержена, там были свои силы дальней авиации, которые могли действовать на тысячи километров. А подход к Южному берегу Крыма мог быть осуществлен со стороны Турции. Так что, вероятность нанесения бомбового удара была. ПВО при обеспечении безопасность Ялтинской конференции вообще уделялось много внимания, и это вовсе не перестраховка.
Боевая директива ЧФ от 21 января 1945 г., посвященная готовности авиации. Расписано сосредоточение авиации на ряде аэродромов
— Самолеты с первыми лицами государств и их сопровождением приземлялись в Саках. У нас это был практически единственный аэродром с посадочной полосой, которая могла быть использована для приема тяжелых самолетов. Упоминаются также места базирования южной группы истребительной авиации, аэродромы Юхарина балка, Херсонесский маяк, Кача, Альма-Томак. Последний представлял собой небольшой военный аэродром временного типа.
Как освобождали Крым в 1944-м: рассекреченные документы "СМЕРШ">>
Схема диспозиции кораблей в Севастопольской бухте по специальному мероприятию Военного совета ЧФ
— Видим четкий и грамотный план размещения всех кораблей, включая трофейные. Последние решили установить так, чтобы при посещении высокопоставленными гостями бухты, были видны сразу все трофеи. Часть их была взята у румын, остальное — тот флот, который не успели забрать немцы. Больших кораблей там не было, но все-таки было, что показать.
Рабочий документ Народного комиссариата ВМФ СМЕРШ ВВС ЧФ. О допуске для тех, кто обслуживает правительственные перелеты и усилении контроля
— Речь идет не только о пилотах, которые сидели за штурвалами. Каждый такой перелет обеспечивало большое количество людей. Каждый из них тщательно проверялся и получал пропуск только в определенные зоны. К примеру, артиллеристу из Симеиза совершенно нечего было делать у Ливадии. Каждый — от пилота и заправщика до буфетчика - знал то место, где мог свободно перемещаться. Между прочим, буфетчик входил как раз не в последнюю категорию "приближения" к первым лицам. Питание, снабжение продовольствием - это самая уязвимая точка любого мероприятия.
Доклад военному совету ЧФ о проведении специальных мероприятий на кораблях эскадры от 19 января 1945 г. Сообщается о выполненных и невыполненных мероприятиях. В том числе о не поставленных предметах обмундирования, флагах и т.д.
— Здесь перечисляются вроде бы мелочи: нет белых перчаток, не получена посуда, ковры, салютный боезапас, продукты и напитки. Конечно, всего этого не было в Крыму, но имелось в изобилии в столице и тыловых городах. Другое дело, что все это добывалось обычным порядком. До последнего момента место проведения конференции держалось в секрете. Поэтому тем, кто отвечал за поставку всего необходимого, никак нельзя было "козырнуть" важностью мероприятия. Вот в документе: "Из необходимых 70 кортиков получено 30…" Начальнику какого-нибудь склада в Москве или, скажем, в Куйбышеве, где хранились эти кортики, никто не мог сказать: дорогой, приготовь и отправь все побыстрее, тут в Крым Сталин приедет. Информация неизбежно бы распространилась, могла уйти куда угодно. Делалось все в спешке и в тайне. Казалось бы, такая мелочь - кортик, но и она была важна в протокольном мероприятии. Вспомнить хоть, как Черчилль шел мимо почетного караула и внимательно каждого солдата оглядывал!
Вторая страница этого же документа, пункт 10.Упоминается размагничивание крейсера "Ворошилов".
— Эту процедуру проходят корабли для обеспечения минной безопасности. Часть использовавшихся во время войны мин были магнитными, реагировали на электрическое поле корабля. В 1945 году акватория Севастополя оставалась насыщенной минами, хоть тральщики там усердно работали. Сколько лет прошло с того времени — а возле Севастополя регулярно находят такое "эхо войны".
Читайте также:
По 100 г воды на троих: акт осмотра Аджимушкайских каменоломен в 1944 году
Под грифом "секретно": история контрразведчика Владимира Кармалинова
Ради всех крымчан: подвиг командира диверсионной группы Александра Лубенцова