СИМФЕРОПОЛЬ, 18 ноя – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Россия передала Киеву украинские артиллерийские катера "Никополь" и "Бердянск", а также буксир "Яны Капу", которые были задержаны при пресечении российской водной границы в районе Керчи осенью 2018 года. Насколько это знаковое событие для Военно-морских сил Украины, разбирался корреспондент РИА Новости Крым.
"Бердянск" и "Никополь" - речные артиллерийские бронекатера проекта 58150 "Гюрза". Первый катер вошел с состав ВМС Украины в конце 2016 года, второй – летом 2018 года. Эти корабли стали первыми боевыми единицами, которые были спроектированы и построены на Украине после развала СССР. Корветы "Луцк" и "Тернополь", которые были достроены при Украине (в 1993 году и 2005 году) – разработаны и заложены советскими специалистами.
Первые два катера проекта "Гюрза" были заложены на киевском заводе "Ленинская кузня" (ныне принадлежащая бывшему президенту Украины Петру Порошенко "Кузня на Рыбальском") в 2004 году. Корабли строились за средства США для нужд Пограничной службы Узбекистана и получили названия "Джайхун" и "Сайхун".
Только через восемь лет после этого модернизированные катера проекта "Гюрза-М" начали строить в интересах ВМС Украины.
Впрочем, вскоре после закладки кораблей появилась информация об отказе украинских военных от заказа. После начала войны на Донбассе и увеличения расходов Киева на оборонку, к проекту "Гюрза-М" вернулись.
В декабре 2016 года в строй вошли первые артиллерийские катера – "Аккерман" и "Бердянск". Военное руководство Украины планировало к 2020 году включить в состав флота 20 таких кораблей. В настоящее время военным морякам было передано всего шесть катеров. В лучшем случае до конца 2019 года в состав ВМС включат еще два.
Речные артиллерийские бронекатера "Гюрза-М" сложно назвать грозными кораблями. В длину они 23 метра, почти пять метров в ширину, водоизмещение - 50,7 тонн. Катера без рубки можно перевозить самолетами Ан-124 "Руслан".
В основе кораблей - узлы и агрегаты танков и бронетранспортеров, которые адаптировали к морским задачам. Например, первые катера оснащены дизелями от танков Т-80УД. В планах - установка двигателей Caterpillar.
Два боевых модуля катера "Катран-М" созданы на базе модуля "Штурм" для БТР. Это позволило сэкономить на производстве и боеприпасах. В составе модуля: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, 7,62-мм пулемет, 30-мм гранатомет КБА-117 и два противотанковых ракетных комплекса "Барьер". Также катера комплектуются переносными зенитно-ракетными комплексами "Игла-1", могут ставить мины и дымовую завесу. Броня катера может защитить пять членов экипажа максимум от пулемета Калашникова.
Катера проекта "Гюрза-М" являются основой стратегии боевых действий в море ВМФ Украины. Речь идет о растиражированном "москитной флоте", тактике "волчьей стаи", когда группа из небольших артиллерийских и ракетных катеров быстро подходит к вражеским кораблям, наносит удар и уходит. При этом катера не способны держать удар, и пойдут на дно даже при обстреле артустановками, не говоря о ракетном вооружении. Кроме того, корабли могут действовать только в ближней морской зоне, а значит, могут пойти на дно при сильных штормах.
Крупные военные украинские корабли давно морально устарели и находятся в неудовлетворительном состоянии. А на строительство новых корветов и фрегатов у Киева нет ни денег, ни сил, ни времени.
Вместе с боевыми катерами Украине передан буксир "Яны Капу". Этот заслуженный ветеран вспомогательного флота был построен на Гороховецком судостроительном заводе в далеком 1974 году. При разделе Черноморского флота он был передан ВМС Украины и получил имя "Красноперекопск".
В 2016 году в связи с декоммунизацией судно было переименовано в "Яны Капу" – новое название Красноперекопска в украинской реальности на крымско-татарском языке.