СЕВАСТОПОЛЬ, 1 окт – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Правительство Москвы в рамках сотрудничества с Севастополем в прошлом году взяло на себя обязательство за свой счет привести инфраструктуру, социальные учреждения и общественные пространства южного города-героя. До 2021 года столица пообещала выделить Севастополю более 22 млрд рублей. Один из проектов при поддержке Москвы – реконструкция улицы Большая Морская, которую считают сердцем и визитной карточкой города. Концепцию проекта разработало архитектурное бюро Wowhaus, в активах которого благоустройство Парка Горького и Крымской набережной в Москве, набережной в Туле и другие проекты. Предварительный вариант реконструкции Большой Морской был представлен общественности города в сентябре и вызывал целый шквал критики со стороны местных экспертов и рядовых граждан.
Спасти и сохранить
Модератором общественных обсуждений концепции реконструкции Большой Морской выступал лично врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев, что подчеркивает важность этого проекта.
"Столкнулись две концепции: мы делаем реставрацию с элементами реконструкции или мы делаем тотальную модернизацию. Сегодня чаша весов, что облик центральной улицы – визитной карточки города — не должен претерпеть коренных изменений… Вопрос сегодня стоит так: либо мы приходим к компромиссу, учитывая все мнения, либо мы отказываемся от этого проекта", — сказал он, подчеркнув, что отказ – это неправильная позиция.
Основные нарекания первой версии концепции касались предложения создания велодорожки за счет сокращение полос движения автомобилей с трех до двух. Развожаев подчеркнул, что велодорожек на Большой Морской в рамках реконструкции не будет, пообещав, что глобальная инфраструктура для велосипедистов будет разработана в будущем.
Основные параметры концепции раскрыл партнер бюро Wowhaus Олег Шапиро.
"Это большой инженерный проект (реконструкция Большой Морской – ред.), который позволяет упорядочить давно никем не трогаемые инженерные структуры, в том числе подземные. Это архитектурный ансамбль, восстановленный после войны в 50-х годах, за исключением Покровского собора, Главпочтамта, караимской кенассы (сейчас школа бокса)… Мы не заигрываем с архитектурных наследием, мы его сохраняем", — подчеркнул он.
Проект реконструкции включает в себя приведение в порядок инженерной инфраструктуры, благоустройство тротуаров, дорог, установку малых архитектурных форум – лавочек, фонарей, навесов — не только на Большой Морской, но и на двух основных площадях города – Лазарева и Ушакова. Общая площадь проекта – около 9 га.
"Мы занимаемся улицей, а фасадами город – Фонд капитального ремонта вместе с Севнаследием", — подчеркнул Шапиро.
В свою очередь Развожаев уточнил, что проект реставрации фасадов домов на Большой Морской в настоящее время разрабатывается и будет реализован уже после благоустройства улицы.
"Звучало (во время обсуждений – ред.), что вначале надо сделать фасады, но это сложный вопрос, который связан с правами собственников. Здесь мы не можем волюнтаристски подойти: прийти, поломать, переделать и так далее. То же касается дворов. Да, фасады сложнее делать после благоустройства, но это возможно. Это будет не месяц, не два, и даже не год", — отметил врио губернатора города.
Дорого, богато
"После того, как мы доделаем концепцию, проектировщики рассчитают смету, она будет явно больше 1 млрд, насколько — будет ясно позже", — отметил Шапиро.
Во время обсуждений основные претензии экспертов, общественников и горожан касались планов благоустройства площадей Ушакова и Лазарева.
В частности, по словам председателя РОО "Дорожный контроль — Севастополь" Максима Мишина, идея убрать кольцевое движение на площади Лазарева и создать там несколько пешеходных переходов может привести к транспортному коллапсу. Кроме того, расширение на этой площади островка безопасности – создание пешеходной зоны может усложнить проход военной техники во время Парада Победы. "Мы посоветуемся с военными по поводу прохождения техники, чтобы не создать препятствия", — пообещал Развожаев.
Готовить к реконструкции Большую Морскую начнут уже на следующей неделе. Строители должны выйти на улицу в начале ноября. К этому времени концепция должна быть утверждена. Впрочем, уже понятно, что неординарных и новаторских решений в ней не будет.