СИМФЕРОПОЛЬ, 26 сен – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Заградительные "ежи" и автопокрышки на дороге, живые цепи на пешеходных переходах, километровые очереди из фур на обочинах. Так в сентябре 2015 года в Херсонской области начиналась экономическая блокада Крыма. Организатором товарной, а затем и энергетической осады полуострова выступил меджлис крымско-татарского народа*. Давлением на Киев он добился закрепления блокады Крыма на государственном уровне.
Применять по отношению к новому руководству страны тактику политического шантажа уже не получается. В руках меджлиса* остается совсем немного рычагов воздействия на украинскую власть, чтобы вписаться в новую политическую реальность.
Депутаты от правящей силы
Выборы 2014 года на Украине не стали исключением. Меджлисовская* верхушка заключила пакт с Петром Порошенко – в то время главным претендентом на кресло главы государства. Уже на осенних парламентских выборах Мустафа Джемилев стал народным депутатом от пропрезидентского блока. Впоследствии он занял пост уполномоченного президента Украины по делам крымско-татарского народа и сумел провести назначение своего соратника Изета Гданова на должность первого заместителя президентского "постпреда в Автономной Республике Крым". Ведомство хоть и фейковое с точки зрения фактического статуса полуострова, но деньги на него выделяются из украинского бюджета вполне реальные.
Правая рука Джемилева Рефат Чубаров в Раду тогда не прошел. Но благодаря назначению депутата Степана Барны на пост главы Тернопольской облгосадминистрации он получил заветный мандат уже в мае 2015-го.
Поддержка меджлисом* Порошенко на президентских выборах этого года – скорее соблюдение формальностей. Было очевидно: шансов законно избраться на второй срок у Порошенко нет. Но Джемилев и Чубаров продолжали его поддерживать, оставаясь депутатами от его политической силы.
Действительно, они расширили свое представительство. С двух до трех депутатов: Джемилев, Ахтем Чийгоз, Рустем Умеров. Однако в новую Раду не прошел Чубаров, что ослабило лоббистские возможности крымско-татарской группы в парламенте. Кроме того, ни один из троих не занял посты в руководстве ВРУ и парламентских комитетов. Джемилев не получил кресло вице-спикера, которое досталось представителю партии Тимошенко. Все трое на второстепенных ролях вошли в комитет по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областях и Автономной Республики Крым, города Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений.
"С начала августа я не могу встретиться с теми людьми"
Меджлис* попытался договориться с новой властью. Джемилев даже заявил о намерении "помогать" главе государства "держать курс на евроатлантическую интеграцию и деоккупацию Крыма" и о готовности стать его "союзником" в этом процессе.
Но что по факту? Должностей в исполнительной власти при Зеленском представители меджлиса* не получили. Гданов больше не первый зам "полпреда президента в АРК", а Джемилев – не уполномоченный главы государства по делам крымских татар. Более того, институт крымско-татарского омбудсмена вовсе может быть ликвидирован. По словам самого Мустафы-ага, штат распущен, вопрос дальнейшей работы органа "повис в воздухе", хотя указа президента по этому поводу пока нет.
"Новая власть должна знать, что без крымских татар нельзя решать судьбу Крыма или замалчивать ее. С начала августа я не могу встретиться с теми людьми, на которых указал президент, чтобы мы продолжили наш диалог. Я не буду называть фамилий, но я не могу с ними встретиться. Это неправильная позиция власти", – негодовал Чубаров.
У Зеленского заявили о готовности создать "национальную автономию" в Крыму>>
В случае принятия этих законов меджлис* сможет встроиться в структуру органов власти Украины, укрепить свои позиции и влияние, а также напрямую участвовать в распределении бюджетных средств и зарубежных грантов, которые будут выделяться на обустройство крымских татар, сохранение и развитие их языка и культуры.
Уменьшить степень ненормальности
"Зеленскому постоянно требуется компромисс с Москвой. Поэтому любая его договоренность с представителями меджлиса* будет раздражать Москву и создавать препятствие не то чтобы налаживанию нормальных отношений, но хотя бы снятию существующей степени "ненормальности". А в этом команда Зеленского заинтересована", – считает украинский политолог Михаил Погребинский.
Эксперт убежден: крымско-татарская автономия – "чисто пиаровская работа", и даже "занимающиеся этим вопросом люди понимают, что это не может быть реализовано".
"Предполагаю, что Зеленскому трудно будет игнорировать меджлис*. Он имеет поддержку Турции, правозащитных организаций. Не будет такой акцентированной поддержки, какая была ранее. Просто во времена Порошенко она стоила дешево. Можно продолжать бессмысленные разговоры о крымско-татарской автономии в Крыму и тому подобном. У нас, например, есть "прокурор Крыма"… Смысла никакого, но отказаться невозможно. Потому что это будет означать, что новое украинское руководство отказывается от Крыма. Из этого вытекает поведение по отношению к крымским татарам и по другим вопросам", – считает эксперт.
Шантаж не пройдет
"Меджлисовец"* Ислямов вновь заявил о походе своих "мирных" боевиков на Крым>>
"Аскеровцев" отстранили от контроля над транспортными потоками в приграничной с Крымом зоне, канал народных пожертвований иссяк. Лишившись денежного довольствия, большая часть батальона разбежалась. Оставшиеся так называемые "бойцы" стали промышлять рейдерством, как в случае с захватом имущества бывшего главы Генической райгосадминистрации Сейтумера Ниметуллаева. Сам предводитель "Аскера", один из организаторов и спонсоров блокад Крыма Ленур Ислямов перестал быть "рукопожатным" в Киеве и за его пределами и отправился в политическое небытие.
Украинский радикал назвал батальон Ислямова "бандой гопников">>
Единственный значимый ресурс, остающийся сегодня в руках меджлиса* – международные связи, в частности, в США, Западной Европе и Турции. Благодаря им лидеры структуры еще интересны украинской власти. Поэтому в Анкару на встречу с президентом Эрдоганом в августе Зеленский отправился в сопровождении Джемилева. Обе страны заинтересованы в развитии торгово-экономического и военного сотрудничества. Также Киев рассчитывает получить в лице Анкары союзника и помощника для интеграции в НАТО и ЕС, а также в переговорах с Москвой. Турция желает иметь Украину в союзниках для расширения своего влияния в Черноморском регионе, и Джемилев может стать важным связующим звеном в этом процессе. Для Эрдогана эта структура – своего рода агент влияния. Кроме того, в Турции проживают порядка 5 млн крымских татар, многие из которых поддерживают президента Эрдогана. Меджлис* находится в тесных связях с турецкой диаспорой, и не учитывать этого фактора Эрдоган не может. Впрочем, вряд ли турецкого лидера можно считать надежным союзником Украины, особенно в "крымском вопросе". Для расчетливого и прагматичного президента Турции хорошие отношения с Россией на данном этапе важнее и выгоднее.
*Запрещенная в РФ экстремистская организация